Спустя десять дней после четырехдневной войны заместитель главы комитета по обороне и безопасности Совета Федераций Российской Федерации Александр Чекалин утверждал, что причина непринятия совместного заявления имеет процедурный характер, составленный тексте должен сначала получить согласие остальных комитетов. С этого дня прошло больше месяца, но комитеты по вопросам безопасности парламентов Армении и России так и не сделали совместного заявления. Задаваться вопросом, что именно не удается согласовать на протяжении полутора месяцев, могут только предпочитающие самообман.
Фактически, официальному Еревану не удается достичь какого либо проармянского заявления не только в рамках ОДКБ и ЕАЭС, тот же вопрос встает и в армяно-российских отношениях. Конечно, нельзя исключать, что в конце концов будет принято размытое, ничего не говорящее заявление, но, вероятно, дело не дойдет до этого. Уже ясно, что в контексте армяно-российских отношений не может быть принято заявление, как-то связанное с карабахским конфликтом и вызывающее недовольство Алиева.
Москва не может позволить себе такую роскошь. В последнее время Россия постоянно пытается доказать Алиеву насколько важны для Азербайджана отношения с Москвой. Российско-азербайджанские отношения после апрельской войны, кажется, проходят новое испытание. Россия пытается в очередной раз доказать азербайджанской стороне, что стратегические отношения с Арменией не стоят и гроша.
Путин об «интересах братских народов» России и Азербайджана
Президент России Владимир Путин на днях отправил поздравительное письмо президенту Азербайджана Ильхаму Алиеву в связи со днем республики, в котором не пожалел теплых слов: «Общеизвестны достижения Азербайджана в социально-экономической, научно-технической и других сферах. Ваша страна по праву пользуется высоким авторитетом на мировой арене.
Российско-азербайджанские отношения, основывающиеся на давних традициях дружбы и добрососедства, находятся на высоком уровне. Налажен содержательный политический диалог, расширяется взаимовыгодное сотрудничество на различных направлениях.
Уверен, что совместными усилиями мы обеспечим дальнейшее расширение всего комплекса двусторонних связей, а также партнерского взаимодействия в решении актуальных проблем региональной и международной повестки дня. Это отвечает коренным интересам братских народов наших стран».
Один занимательный факт — письмо Путина было опубликовано на азербайджанских электронных сайтах 25-ого мая, согласно азербайджанскому агентству АПА, с формулировкой «коренным интересам братских народов», а 28-ого мая на официальном сайте Кремля был опубликован более краткий вариант, в котором отсутствовало слово «братские», вероятно, чтобы не вызывать раздражения армянской стороны. Но отметим, что Путин отнюдь не в первый раз говорит о «братских отношениях двух народов».
Таким образом, дальнейшее развитие армяно-азербайджанских отношений в вопросе урегулирования региональных проблем вытекает из «интересов братских народов» России и Азербайджана. А то, что Азербайджан по представлению Путина, «пользуется большим авторитетом на мировой арене», как говорится, дело вкуса.
Вооружающий посредник является партнером Армении
Очередным проявлением близости в отношениях Азербайджана и России было выступление посла Российской Федерации в Азербайджане Владимира Дорохина перед студентами. Он заверил присутствующих, что напряжение в отношениях России и Турции не имеет отрицательного влияния на российско-азербайджанские отношения: «Наше сотрудничество выдержало испытание. Один мой высокопоставленный собеседник в Азербайджане сказал, что «;мы даже больше вас переживаем, за то, что происходит в российско-турецких отношениях». Думаю, он не преувеличивал. Азербайджану не только эмоционально больно видеть конфликт между двумя близкими ему странами, но надо выработать правильные практические шаги. Те из вас, кто учил историю, знают, что российско-турецкие отношения всегда складывались непросто. Было несколько войн. Правда, потом мы всегда мирились. Надеюсь, это произойдет и в данном случае. Дело за турецкой стороной. Она знает, что надо делать».
Отметим также, что на дня Путин, в свою очередь, обратился к вопросу урегулирования отношений с Турцией, заявив, что Россия желает восстановить отношения с Турцией. Он сказал, что Россия в Сирии воюет не с организованной армией, а с террористическими группировками: «И, разумеется, мы думать не думали о том, что турецкий истребитель может нанести удар по нашему незащищенному для истребителя бомбардировщику. Мы же не собирались воевать с Турцией и с турецкими вооруженными силами. Иначе мы действовали бы по-другому и другими средствами. Надеюсь, до этого никогда не дойдет». По словам Путина Турция не просила у России прощения, а также не делала заявлений о готовности компенсировать нанесенный ущерб: «Мы слышим заявления о желании возобновить отношения. Мы тоже хотим возобновить отношения. Не мы их разрушили. Зачем это было сделано, я до сих пор ума не приложу». Согласно Путину, кроме заявлений Анкары о желании восстановить отношения, для этого необходимо что-то делать.
После этого Дорохин посчитал своим долгом объяснить, что Москва дружит с Азербайджаном не против Армении. «Армения решила стать военно-политическим союзником России, вступила с нашей страной в глубокую экономическую интеграцию. Азербайджан выбрал другую модель — партнера без военно-политических и экономических обязательств. И тот, и другой выбор мы уважаем. Мы не противопоставляем эти страны. Москва не дружит с Азербайджаном против Армении и наоборот. Это относится и к диаспорам двух стран в России. Не хотим, чтобы Россия стала местом, где азербайджанцы и армяне разбираются с какими-то обидами. На это направлена вся наша государственная политика. А когда говорят, что в России к азербайджанцам относятся хуже, чем к армянам — это эмоции. Надеюсь, что все они все-таки пройдут»,— сказал посол.
Затем Дорохин обратился к урегулированию карабахского конфликта, отметив: «Кто говорит, что Россия может решить конфликт одна за 15 минут или за 20 минут, тот ошибается. Россия может быть только посредником. Никаким давлением и нажимом на одну сторону нужного результата не достигнуть. В основе должно быть доверие, и его могут создать только ваши страны». Он добавил, что апрельские события в очередной раз доказали насколько опасна сохраняющаяся ситуация: «Стало еще раз совершенно очевидно, что разумное решение только одно — мирное. Стороны конфликта и международное сообщество должны сделать из этого правильные выводы. Россия также выводы сделает, и будет наращивать посреднические усилия».
Россия может быть только посредником и не может оказывать давление на Алиева, чтобы заставить его прекратить свое агрессивное поведение. Можно сказать, именно это имел ввиду российский дипломат. А вооружать Алиева, российская сторона «всегда готова». Вот такой посредник Россия — вооружающий Азербайджан.
Москва не пропускает повода доказать, что Россия партнер Армении, ее отношения с Ереваном носят партнерский характер, а с Баку — характер стратегического сотрудничества. Азербайджан для России не такой партнер как Армения, несмотря на то, что Армения и Россия находятся в одном военно-политическом союзе и у них есть взаимные договорные обязательства. Это факт, с которым нельзя не считаться, но не нужно впадать в комплексы и огорчаться, потому что ничего не мешает официальному Еревану довести партнерские отношения с Москвой до такого уровня, который не будет наносить вред интересам Армении и Карабаха. Этого Кремль не будет делать вместо нас.