Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
По горной дороге в Ялту мчит нас черный микроавтобус Mercedes, которым управляет так называемый «частник», набравший попутчиков рядом с симферопольским автовокзалом. Стоимость поездки 400 рублей. Дорога, по которой едем полтора часа, проходит через горную местность, вдоль крымского побережья. Симферополь—Ялта — это самый продолжительный троллейбусный маршрут, протяженностью 80 км...

По горной дороге в Ялту мчит нас черный микроавтобус Mercedes, которым управляет так называемый «частник», набравший попутчиков рядом с симферопольским автовокзалом. Стоимость поездки 400 рублей (5,5 евро). Дорога, по которой едем полтора часа, проходит через горную местность, вдоль крымского побережья. Симферополь—Ялта — это самый продолжительный троллейбусный маршрут, протяженностью 80 км. «Знаете, что на самом деле изменило Крым после аннексии? Количество машин. Днем в Ялте, Симферополе и других городах я часто попадаю в заторы. Если бы мне кто-то рассказал об этом несколько лет назад, я бы смеялся как над хорошим анекдотом», — сказал водитель микроавтобуса. В Крыму за эти два года продали больше миллиона машин. Все машины привезли из России, в основном это китайские и японские машины, поэтому руль у некоторых справа.

По словам водителя, в России машины из Азии намного дешевле, чем европейские, которые на Украину пригоняют с Запада, поэтому многие люди сейчас уже могут позволить себе купить машину. Замечаю, что водитель не пристегнут ремнем безопасности, и спрашиваю, надо ли мне пристегиваться. «Ай, если увидишь, что стоят у дороги, так придержи рукой», — ответил водитель. Собеседник сказал, что в Крыму подешевели две вещи — машины и газ. Все остальное, по его мнению, значительно подорожало по понятным причинам — большая часть товаров ввозится из России, поэтому их доставляют на пароме или на самолетах. «Когда построят мост в Керчь, Крым изменится», — делился своими мыслями водитель.

Рейс Крым-Донецк — ежедневно

На автовокзале в Ялте сразу подбегают таксисты и люди, предлагающие услуги проживания, экскурсии. Таксист за дорогу в старый город, находящийся в 3,5 км запросил 300 рублей (4,5 евро). Увидев, что я поморщился, услышав такую сумму, пожал плечами и сказал: «Такие сейчас цены. А что делать?». Сажусь в советский троллейбус (такие в Литве можно было увидеть больше 10 лет назад). Плачу за билет 10 рублей (0,12 евроцентов). Троллейбус петляет по узким улицам Ялты. Зазвонил телефон у сидящей рядом со мной женщины: «Они развелись. Еще не официально, но она его уже бросила. Что я знаю, сказала, что на танцах познакомилась с россиянином, ему 19 лет, он на 8 лет ее моложе. Ну, не знаю, сказала, что он скоро вернется и заберет ее в Москву».

Троллейбусная остановка рядом с Пушкинской аллей увешана разными объявлениями: «Рейсы в ДНР. На удобном автобусе ежедневные рейсы Крым-Донецк, Макеевка, Горловка», «Требуется продавщица», «Работа для женщин старше 50 лет», «Оформляю миграционные карты». Жители Крыма, которые оставили украинские паспорта, по закону РФ каждые три месяца должны выезжать из страны. Звоню по указанному номеру, мужчина сказал, что миграционную карту оформляют в течение нескольких дней и стоит это около 900 рублей (12 евро).

Экскурсия

В предвечерние часы по главной ялтинской аллее им. Ленина на набережной гуляют люди, на молу сидят рыбаки, мужчина предлагает прохожим сфотографироваться в бутафорском роскошном кресле, декорированном российской символикой.

«Часовая экскурсия на судне, вид на Ялту с моря! Посещение Ласточкиного гнезда!», — кричит в мегафон женщина. Экскурсия стоит 400 рублей с человека. Рыбаки ненадолго покидают мол, поскольку там пришвартовалось двухэтажное прогулочное судно. С желающих сидеть на втором этаже, откуда открывается лучший вид, просят заплатить 200 рублей. На судне действует небольшой бар. Я спросил у разносящего напитки мужчины, нормально ли, что судно полупустое. «Весна холодная. В прошлом году в это время в Ялте было намного больше людей», — ответил бармен. Он заметил, что сейчас туристы приезжают только из России. Украинцев и европейцев здесь практически не бывает.

Гид — женщина старшего возраста в очках от солнца — беспрерывно рассказывает об исторических объектах, которые видны на берегу. «Перед вами небольшой зеленый поселок-курорт Ливадия. Там выращивают известный виноград «Массандра», из которого делают такие известные крымские вина, как «Мускат Белый Южнобережный», «Портвейн красный Ливадия». Как говорят виноделы, вино должны пить в том регионе, где его выращивают», — сказала гид.

Туристы пытаются снять при помощи мобильных телефонов Ливадийский дворец. По словам гида, здесь располагалась летняя резиденция российских императоров: «Самые известные объекты — императорский дворец, в окружении зеленых парков. Эти земли принадлежали императору Александру II, позже Александру III. Там отдыхал и последний российский император Николай II. Мы видим и белый дворец, в котором сейчас расположен музей. Это важное историческое здание — в нем в 1945 г. во время Ялтинской конференции, встретились Сталин, Черчилль и Рузвельт».

Контрабанда кофе из Львова

Вернувшись в гостиницу вместе с Владом мы открываем бутылку белого вина. Читаю на этикетке: «Массандра. Белое мускатное, Ялта, Крым, РФ». Кое-где в магазинах еще можно найти и украинскую бутылку «массандры». Рядом с нашей гостиницей находится уютное кафе «Пушкин», в котором стоят книжные полки, кафе открылось 4 года назад. Название кафе связано с названием аллеи, на которой оно находится. Напротив стоит памятник Пушкину.

Владельцы кафе родом из Днепропетровска, в кафе подают вкусную домашнюю еду, а жареные кофейные зерна везут из Львова. «Коллеги везут кофе через границу в Крым в ручной клади. Официальный экспорт невозможен», — рассказала официантка Оля. Мы спросили у Оли, как она пережила перемены. «Знаете, некоторые жители Крыма, охваченные эйфорией перемен, сжигали украинские паспорта. У меня сегодня тоже есть только российский паспорт. Он открывает передо мной другие возможности — я могу ехать работать в Москву. Там совсем другие деньги», — ответила Оля и прибавила, что зарплата ее не изменилась.

Жителям Крыма, у которых российские паспорта, шенгенскую визу не выдают. Я спросил у Оли, не мечтает ли она поехать, например в Лондон или Париж. Девушка сказала, что у нее не было и нет возможностей путешествовать по Европе, поэтому такие несбывшиеся надежды ее не огорчают. Она заметила, что немало людей из ее окружения уехали на Украину, но свое будущее она связывает с Крымом. Девушка вспоминает, что Ялта была хороша несколько лет назад, а сейчас: «Курорт наполнен стразами и российской попсой».

Работницы кафе заметили, что в Ялте немногое изменилось: «Бабушки, сидевшие на вокзале и предлагавшие туристам комнаты, находящиеся «в 100 м от моря» с евроремонтом, по-прежнему там сидят и предлагают комнаты. Люди живут дальше». Одна из собеседниц окончила Симферопольский университет, другая — Донецкий. Несмотря на то, что при Украине это были вузы международного значения, сейчас их дипломы действуют только в России и в Крыму.