Российский генерал-лейтенант Евгений Бужинский заявил в интервью SvD, что эскалация на Балтике — это следствие действий НАТО:
«Нет, я не собираюсь демонизировать НАТО, ЕС или союзников в Европе. Но у НАТО теперь есть реальный враг, и альянс будет вооружаться, тренироваться и развивать военную инфраструктуру. Это нормально. Мы тренируемся, НАТО — тоже».
Образ мыслей России сильно отличается от того, что ей приписывают западные политики и активисты, уверен Кристиан Гернер (Kristian Gerner), профессор истории Лундского университета на пенсии.
«Они говорят откровенно. Они чувствуют обиду. Руководство российской армии и государства, как и многие русские комментаторы, не в состоянии принять тот факт, что Россия после исчезновения Советского Союза перестала быть супердержавой. В свете этой реальности они воспринимают расширение НАТО как угрозу», — говорит Гернер.
Кристиан Гернер считает, что важно понять этот образ мыслей, даже если он иррационален.
«Я понимаю чувства России. Но обращение к истории не поможет решить нынешнюю ситуацию. Решением стало бы какое-нибудь соглашение между США и Россией. Надо урегулировать кризис на Украине и кризис в Сирии».
Русская культура «глубоко военизирована», но России выгодно более тесное сотрудничество с Европой. К тому же, Кристиан Гернер не считает, что Россия действительно представляет собой военную угрозу Балтийскому региону.
Свен Хирдман (Sven Hirdman) был послом Швеции в России с 1994 по 2004 год. Также он возглавлял Инспекцию военной техники и был госсекретарем шведского министерства обороны. Он известный критик идеи о присоединении Швеции к НАТО. Хирдман согласен, что Запад не слишком старается взглянуть на сегодняшнюю эскалацию глазами России.
«Имеется эмоциональный фактор. Россия чувствует, что не должна была проиграть холодную войну, однако это произошло. Нынешний авторитарный режим воспользовался этими чувствами».
Расширение НАТО лишь ухудшило положение. Хирдман напоминает об одном важном событии — воссоединении Германии в 1990 году, когда прежняя ГДР тоже присоединилась к НАТО. Говорят, что Михаил Горбачев согласился на это лишь после устного заверения, что военный альянс не будет расширяться на восток.
«Я обсуждал это с самим Горбачевым, и британский посол, присутствовавший при нашей беседе, сообщил мне, что это обещание зафиксировано в британской стенограмме того разговора. Факт в том, что геополитически западные страны движутся в направлении России, а не Россия наступает на Запад», — подчеркивает Свен Хирдман.
Как и Гернер, он полагает, что урегулирование кризиса на Украине и сотрудничество на Ближнем Востоке помогут снизить градус напряженности между Россией и Западом.