Британская компания BAE Systems объединилась с несколькими ведущими оборонными корпорациями, чтобы участвовать в программе продления срока службы основных боевых танков Challenger 2.
Ранее заинтересованность в нем выражали CMI Defence, Krauss Maffei Wegmann, Lockheed Martin и Ruag.
Проект по сути предусматривает модернизацию танка, она затронет важные элементы, в том числе — тепловизор, основной прицел командира, систему управления огнем и бортовую электронику.
В рамках программы планируется продлить срок службы всех 227 танков, которые стоят на вооружении британской армии.
Challenger 2 — не самая старая машина по меркам боевых танков. Vickers Defence Systems, ставшая впоследствии частью BAE, разработала его к 1993 году. На вооружение он был принят в 1998 году. Год назад министерство обороны формально продлило срок его службы на 10 лет до 2035 года.
Возможно, в будущем она также коснется 37 танков этого типа, которыми вооружены сухопутные силы Омана — единственной страны, закупившей Challenger 2. Оманцы заявили, что будут следить за выполнением программы.
Новые времена
В последние несколько лет сразу несколько стран объявили об обновлении своего танкового парка. Обновлении порой довольно радикальном.
Прежде всего это касается России, которая в мае 2015 года продемонстрировала на параде машину нового поколения Т-14 «Армата» с необитаемой башней и другими нововведениями.
Уже в следующем году, как утверждают российские танкостроители и военные, начнется производство партии из ста танков для вооруженных сил.
Германская корпорация Krauss-Maffei Wegmann и французская Nexter, которые готовятся создать совместное предприятие по производству сухопутной военной техники, еще в прошлом году заявили, что в ближайшем будущем займутся созданием нового танка, который в перспективе заменит французский Leclerc и германский Leopard 2.
В середине мая в интернете появилась информация о том, что Италия готовится представить прототип нового колесного танка Centauro II на парижской выставке Eurosatory 2016. Она пройдет с 13 по 17 июня.
Параллельно многие страны реализуют программы модернизации своих основных боевых танков, повышая их боеспособность.
В январе Польша объявила о планах по модернизации 128 Leopard II из своего танкового парка, Франция также планирует модернизировать 200 танков Leclerc.
Программы национального танкостроения существуют в Южной Корее, Турции и Индии при том, что эти страны используют зарубежную (включая и российскую) бронетехнику.
О разработке нового танка, пока на уровне концепции, заговорили в Украине.
Источник вдохновения
По мнению экспертов, причинами многих программ по модернизации бронетехники, которые стартовали в последние несколько лет, в основном стали региональные военные конфликты на Ближнем Востоке и на Украине, которые заставили военных вновь обратить внимание на основные боевые танки.
За последние десятилетия на разных уровнях высказывались мнения о том, что танку больше нет места в современном сухопутном бою, что появление высокоточных противотанковых комплексов, вертолетов и беспилотных систем сведет его преимущества на нет.
Накопленные за годы холодной войны огромные танковые парки по обе стороны противостояния действительно казались избыточными, от них стали избавляться, отправляя частично — на консервацию, частично — под списание.
В Европе за последние 25 лет было принято на вооружение не так уж много новых танков. Challenger 2 — один из них.
Однако, как считает главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов, недавние региональные конфликты изменили отношение к тяжелой бронетехнике.
«Конфликты последних нескольких лет, начиная от Сирии и Йемена и заканчивая Украиной, в которых танки показали себя довольно мощным средством усиления. Несмотря на довольно серьезные потери, в том числе и от противотанковых ракет, все же пока говорить о том, что танк сошел со сцены, рано», — сказал он.
Эффект «Арматы»
Появление на параде в 2015 году новых российских танков Т-14 «Армата» произвело сильное впечатление на военных во всем мире.
Танк с его необитаемой башней и бронекапсулой для экипажа, электронной системой управления и коммуникаций заметно отличается от машин классической компоновки, которой со времен Второй мировой войны более или менее придерживается большинство танкостроителей.
Это также отчасти могло повлиять на решение производителей бронетехники приступить к разработкам новых проектов, либо расконсервации старых (сама «Армата» также является во многом наследником еще советского проекта «Объект 195»).
По словам украинского танкового эксперта Андрея Тарасенко, «Армата» стала «настоящим подарком для зарубежных танкостроителей», поскольку вернула интерес к развитию бронетехники.
По его словам, эффект эта машина произвела даже с учетом того, что пока о ее реальных характеристиках можно судить только по официальным заявлениям России. По сути о реальных достоинствах танка мало что известно.
Дешевле доработать
Россия представила танк нового поколения, однако пока что разрабатывать подобные системы мало кто решился.
В Европе о разработке танка нового поколения пока заявили лишь Франция с Германией, а также Турция. В Азии — Южная Корея и Китай. Остальные страны, включая Великобританию, предпочили заняться модернизацией уже существующих платформ до уровня нового поколения.
Тому есть несколько причин. По словам Андрея Фролова, во-первых, не у всех государств существует концепция применения танков нового поколения, которые отличаются, в том числе и тем, что интегрированы в систему управления боем вместе с остальными боевыми средствами.
Во-вторых, отметил эксперт, это должно быть экономически оправдано: «Вооруженные силы государств-заказчиков не могут дать первоначальный заказ, который бы позволил окупить расходы, а рассчитывать на экспорт — дело такое: может выгореть, а может и нет».
Разработка танка нового поколения, по его словам, — настолько дорогостоящее дело, что его мало кто может себе позволить.
При этом, по словам Фролова, существует риск того, что танк нового поколения в результате проб и ошибок разработчиков окажется совершенно иного облика.
«Может быть танк умрет как класс, а вместо него появится танк-БМП, который будет иметь средства поражения и защиту, но при этом не на гусеницах будет ездить, а летать», — предположил он.
А по словам Андрея Тарасенко, западные танки, в большинстве разработанные в 1970-х годах, имеют больший ресурс модернизации, чем российские — они имеют больший объем, более выносливое шасси: «Им нет необходимости строить танк нового поколения, потому что в рамках «Абрамса» и «Леопарда» можно достичь параметров новой «Арматы».