В адрес издательства Penguin прозвучали обвинения в разжигании «гнева и этнической ненависти» после того, как на один из своих рекламных плакатов оно поместило цитату из классического романа «Отцы и дети» Ивана Тургенева без ссылки на автора.
Плакаты Penguin, размещенные в лондонском метро, украшены цитатами из классических произведений литературы, в том числе из книги «Уолден» Генри Торо, под которыми изображен логотип издательства. Цитата, выбранная редакторами Penguin из романа Тургенева, написанного им в 1862 году, гласит: «Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы… Бесполезные слова! Русскому человеку они не нужны».
Этот плакат очень возмутил блоггера Таню Соловьеву, которая написала на своей странице в Фейсбуке, обращаясь к Penguin: «Тот факт, что издательство опускается до низкой и дешевой пропаганды, основанной на этнической ненависти между народами, можно назвать абсолютным позором… Ваше сообщение, вне всяких сомнений, провоцирует гнев и этническую ненависть».
London metro ad for Penguin's classic #Russia|n literature misquoting Turgenev. For propaganda. Compare to original. pic.twitter.com/cnq3erC2XT
— Nina Byzantina (@NinaByzantina) 3 июня 2016 г.
На сайте Change.org была опубликована петиция, в тексте которой подчеркивается, что цитата вырвана из контекста, и приводится ее полная версия: «Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы… Подумаешь, сколько иностранных… и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны».
Как сообщает российский новостной сайт rt.com, приведенное в цитате высказывание принадлежит убежденному нигилисту Евгению Базарову. Представитель издательства Melville House, опубликовавшего роман «Отцы и дети», отметил, что эта цитата довольно невразумительна и к тому же отражает «мнение лишь одного персонажа, одного из сыновей рассказчика, принадлежащего к движению нигилистов, которое привлекло к себе радикальную русскую молодежь в 1860-е годы».
«В таком контексте эта цитата отлично отражает чувства отдельного общественного движения, которое набирало вес в России в момент написания романа. Но в данном случае, как отмечают критически настроенные граждане, этот контекст удален настолько грубо, что рекламный плакат, по всей видимости, отражает желание воспользоваться или, что еще хуже, даже разжечь антироссийские настроения в Великобритании», — написал представитель Melville House Чэд Феликс (Chad Felix) в блоге издательства.
Как сообщает RT, постом Соловьевой в Фейсбуке поделились «сотни» пользователей, причем некоторые комментаторы предлагали «провести мысленный эксперимент, взяв похожую цитату и заменив в ней русских на „мусульман“, и спрашивали, была бы в этом случае разрешена данная кампания». Другие предлагали «подать жалобу в регулирующие органы в Великобритании».
«Издательство Penguin Random House намеренно привело цитату без контекста, исказив ее истинный смысл, и намеренно НЕ указало на плакате ни имени автора, ни названия книги», — говорится в петиции, под которой уже подписались 1,4 тысячи человек и в которой содержится призыв убрать плакаты.
Официальный представитель издательства Penguin сообщила следующее: «В серию Pocket Penguins входят 20 великих произведений литературы, которые, с нашей точки зрения, по праву являются классикой и должны быть прочитаны во всем мире. Помимо Тургенева, в серии также представлены книги Толстого, Горького и Булгакова, и тот факт, что на долю российских писателей приходится такой большой процент публикуемых нами книг, свидетельствует о качестве русской литературы. Наша рекламная кампания с плакатами была призвана заинтриговать людей, побудить их самостоятельно искать информацию и познакомить их с книгами, которые, как нам кажется, они высоко оценят. Замысел кампании в том, чтобы прославить эти чудесные книги».
Она добавила, что кампания должна была продлиться две недели начиная с 23 мая, ознаменовав собой выход новых книг в серии Pocket Penguins, и что плакаты уже должны были убрать.
Между тем, плакат задел не всех россиян, которые его увидели. Иностранный корреспондент радиостанции «Эхо Москвы» Тоня Самсонова, опубликовавшая в социальных сетях фотографию плаката, которая вызвала бурную реакцию у публики, призналась: «Я не ожидала такой реакции, а российские государственные СМИ теперь делают из этого большой новостной сюжет».
«Неважно, поддерживаете ли вы Путина или нет, судя по реакции, которую я наблюдала, в этом вопросе люди в политическом плане не разделяются. Плакат обидел даже тех, кто восхищается Тургеневым. А ведь в рамках этой кампании рекламируется всего 20 книг, и четыре из них написаны русскими писателями. Я говорила людям, что им стоит испытывать гордость».