«Мертвая зона» в новостях западных СМИ расположена на полпути из Москвы в Пекин — в Центральной Азии. С того момента как из-за введения западных санкций и собственных проблем в российской экономике начался сильный спад, соседям России также приходится нелегко. Это относится не в последнюю очередь к бывшим советским республикам — Казахстану, Киргизии, Таджикистану, Туркмении и Узбекистану.
Упал не только объем торговли с этими странами. Россия внесла изменения в условия въезда в страну и в массовом порядке отправляет гастарбайтеров обратно на Родину. По данным властей Узбекистана, за последние полтора года в страну из России вернулись два миллиона трудовых мигрантов. В «приюте для бедняков», Таджикистане, речь идет о нескольких сотнях тысяч.
Цифры, возможно, завышены — российская статистика говорит о «всего лишь» примерно одном миллионе гастарбайтеров, покинувших страну. Часть из них — ввиду отсутствия работы и недостаточных связей с Родиной, а также географической близости с Афганистаном — считается крайне подверженной влиянию радикального исламизма.
Мало перспектив в странах бывшего СССР
«Наши экономические условия таят в себе риск, что часть тех, кто возвращается, присоединится к экстремистским группировкам», — отметила Гузель Маитдинова, руководитель Центра геополитических исследований в Душанбе, еще в прошлом году.
На протяжении многих лет жители бывших советских республик направлялись в Россию за заработком. Именно узбеки и таджики, а также киргизы из-за нехватки перспектив в собственной стране составляли большую часть гастарбайтеров в России — наряду с украинцами и молдаванами.
Прежде всего, в нулевые годы, когда высокие цены на нефть обеспечивали рост российской экономики в размере семи процентов, жители соседних стран массово хлынули в крупнейшую страну мира. Будь то строители, дворники или няни — наблюдался спрос на мигрантов из соседних стран, потому что, во-первых, они говорили по-русски, а во-вторых, были дешевой рабочей силой.
Большое количество нелегальных мигрантов
Тот, кто приезжал один, содержал всю свою большую семью, оставшуюся на Родине. Для самых бедных стран в скором времени это стало одним из основных драйверов развития экономики. В Таджикистане денежные переводы из России составляли половину ВВП страны, в Киргизии — одну треть, в Узбекистане — одну десятую часть.
Поток мигрантов из соседних стран в Россию был не каким-то малозначимым феноменом. Число приезжих достигало двузначных миллионных значений. Российское миграционное ведомство в начале экономического кризиса в 2014 году насчитало одиннадцать миллионов иностранцев в стране — большая часть из которых не имела разрешения на бессрочное пребывание и бессрочного трудового договора.
Кроме того, было огромное количество людей, находившихся в стране нелегально. Вячеслав Поставнин, председатель фонда «Миграция XXI век» говорит, что в одной только Москве, крупнейшем экономическом центре России, проживает 1,5 миллиона мигрантов, что является одной из причин негативного отношения к мигрантам в России.
Работать в России вдруг стало не выгодно
То, что гастарбайтеры стали возвращаться на Родину, имеет ряд причин. С одной стороны, это обесценивание рубля, который из-за падения цены на нефть и антироссийских санкций Запада потерял более половины стоимости. Таким образом, одним ударом объем осуществляемых переводов сократился в среднем до 200 долларов — это меньше, чем средний заработок в Узбекистане. Работать в России стало вдруг невыгодно.
Плюс к этому Россия ввела жесткие нормы по отношению к трудовым мигрантам, после того как в 2012 году в Москве прошли массовые демонстрации против мигрантов. Уже вскоре после этого количество депортаций тех гастарбайтеров, которые совершили правонарушения, многократно увеличилось. За четыре года 1,6 миллиона граждан стран СНГ столкнулись с запретом на въезд, пишет газета «Ведомости». Большая часть из этой цифры пришлась на период рецессии.
Одновременно новые правила коснулись и доступа к рынку труда. Теперь требуется подтверждение знания языка и сведений страноведческого характера. Кроме того, работодатель должен производить отчисления за мигрантов — в Москве это порядка 800 евро в год за каждого гастарбайтера. После введения новой системы затраты на иностранную рабочую силу настолько увеличились, что российскому работодателю стало выгоднее нанимать россиянина, отмечает Константин Ромодановский, глава Федеральной миграционной службы. Поскольку политически нельзя ввести визовый режим, создаются административные препятствия, говорят эксперты.
Привлекательный рынок труда для мигрантов из Центральной Азии
Когда российская экономика вновь начнет расти, что ожидается не раньше 2017 года, трудовая миграция из стран Центральной Азии может снова возрасти, говорится в исследовании Евразийского банка развития и Программы развития ООН. По крайней мере, в ближайшие 15 лет Россия останется самым привлекательным рынком труда для мигрантов из Центральной Азии. То, что русские сами в долгосрочной перспективе будут выполнять работу мигрантов, маловероятно.
Уже сейчас гастарбайтеры начнут постепенно возвращаться, говорит Вадим Безвербный, эксперт по социальной демографии Российской академии наук. Это частично связано с российским продовольственным эмбарго, что привело к созданию новых, низкооплачиваемых рабочих мест в аграрном секторе. Также это связано и с тем, что экономическая ситуация в странах СНГ еще более грустная, чем в России.
«В Киргизии работу не найти»
Этот опыт уже есть за плечами 42-летнего Нурлана из киргизской столицы Бишкека. Он пережил экономический кризис в России, пас свиней в 170 километрах от Москвы, зарабатывая 250 евро в месяц. Сегодня он работает в московской компании, занимающейся укладкой газонов, а его жена работает уборщицей в банке. В общей сложности они зарабатывают 750 евро в месяц, часть из которых идет на обучение сына.
«Обратно в Киргизию сейчас возвращаются только те, кто накопил денег на квартиру», — говорит он. «В самой Киргизии работу не найти».