Финский преподаватель во многих отношениях — большая редкость. Академическое образование финского преподавателя, опирающееся на научную деятельность, является уникальным в мировых масштабах. Школьная система готовит успешных учителей по всей стране. Хорошая подготовка преподавателей — долгая традиция: профессию преподавателя ценят.
Осознание значимости своей профессии играет большую роль, и благодаря этому на преподавателей учатся талантливые и мотивированные студенты. Разница со Швецией, например, колоссальная.
Согласно исследованию, проведенному ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития), только 5% преподавателей Швеции могут сказать, что их работа ценится. В Финляндии учителя знают, что их труд уважают, и считают, что они влияют на то, насколько сильно школьники ценят учебу.
Хорошее образование преподавателя — важнейшая причина успеха учащихся финских средних школ, в том числе и в тестах по оценке знаний учащихся PISA. Исключительной является и система руководства финских школ. У директоров, которые руководят преподавателями, обязательно есть педагогическое образование. Многие страны последовали этому примеру, как и тому, как организовано дошкольное образование.
Основы финского общества в ближайшее время будут полностью перестроены. Проходит реформа сферы социальных услуг и здравоохранения, реформы регионального управления и реформа трудового законодательства. Реформы проводятся и в школах.
Современные школы сталкиваются с различными вызовами, связанными с масштабными переменами, идущими полным ходом — от вопроса беженцев до активного развития цифровых технологий. Смогут ли школы измениться и стать максимально открытыми и гибкими, а также отвечать изменениям в обществе и личным потребностям учащихся, живущим в цифровой эпохе?
Школа находится под большим давлением. К сожалению, школьные реформы зависят и от проводимых современным правительством сокращений, которые прямо и косвенно сказываются на школе, учебных группах, подготовке учителей и самих учителях. Финансовые сокращения в сфере образования влияют и на то, насколько самоотверженно преподаватели будут выполнять свою общественную задачу, если преподавателей, разочарованных в школьной политике, окажется много.
Финское общество доверяет учителям, и важно, чтобы учителя тоже доверяли обществу и его способности отвечать новым вызовам. В школьных реформах учитель играет важнейшую роль и находится под давлением с разных сторон.
Одна часть реформ будет проведена этой осенью после того, как вступит в силу новая учебная программа для средней школы. Она поднимает значение не только роли самого учащегося в активном обучении и диалоге, но и независимость учителя и его способность критически мыслить.
Реформа учебного плана является уникальной потому, что учителей не принуждают к изменениям. У учителей и директоров появляется много возможностей определить, основываясь на собственном опыте, масштаб изменений в каждой школе и их ритм. Такая свобода и ответственность являются исключительными в мировом масштабе.