В Москве называют презентацию первого экземпляра МС-21-300 историческим событием. Этот среднемагистральный лайнер на 163-211 мест был с большой помпой представлен в среду в Иркутске (сибирская колыбель советской авиации) и стал первым самолетом своего класса, который был выпущен в России после распада СССР. Кроме того, это первый потенциальный конкурент двум жемчужинам западного авиапрома: Airbus A320 и Boeing 737.
Политические планы
Все это объясняет шоу на американский манер, которое транслировалось в прямом телеэфире, и лирические разглагольствования премьера Дмитрия Медведева: «Это огромная победа авиастроителей, победа корпорации “Иркут”, наших учёных, наших конструкторов, наших инженеров, наших рабочих. Вашими руками создается современное российское авиастроение, которое двигает вперед всю нашу страну, нашу экономику». С появлением МС-21 (первые поставки Аэрофлоту должны начаться с 2018 года) российский авиатранспорт не только сможет окончательно перевернуть страницу Ту-154 и Ту-204, но и (по крайней мере, частично) избавиться от зависимости от продукции Airbus и Boeing, как того хочет Владимир Путин.
Однако в Тулузе и Сиэтле появление МС-21 не считают таким уж важным событием. Прежде всего, потому что выпускаемая в трех вариантах первая модель (от 135 до 240 мест) будет обладать качествами в лучшем случае на уровне уже существующих А320 NEO и 737 МАХ. Хотя российская компания «Иркут» старалась задействовать самые современные технологии, в частности крылья из полимеров и углеволокна, МС-21 использует двигатели Pratt & Whitney (как и А320 NEO), а также авионику Thales и оборудование Zodiac. В целом, на европейскую и американскую продукцию приходится не менее 30% стоимости лайнера. И хотя в будущем на смену западным двигателям должны прийти российские, они все еще находятся в процессе разработки.
Два года отставания
Несмотря на использование западного оборудования, процесс создания МС-21 уже на два года отстает от изначального графика, и нет гарантий, что все будет готово к 2018 году.
Если судить по фотографии из кабины, представленный в среду самолет еще далеко не в летном состоянии и напоминает скорее демонстрационный полноразмерный макет. Первый испытательный полет должен пройти до конца года, но может не состояться. Разумеется, «Иркут» — вовсе не первая компания, которой приходится сталкиваться с подобными трудностями. Но МС-21 не может позволить себе выйти на рынок многие годы спустя после А320 NEO и 737 МАХ.
Мало заказов
Даже при поддержке российского правительства и банков «Иркуту» и МС-21 будет непросто выбить себе хоть какое-то место на рынке среднемагистральных лайнеров, где всем заправляет дуэт Airbus-Boeing.175 заказов на МС-21 со стороны находящихся под влиянием государства российских компаний меркнут по сравнению с 7 600 на пару у А320 NEO и 737 МАХ. Дела обстоят лучше даже у китайского C919 и CSeries Bombardier: более 500 и почти 300 заказов соответственно.
Прецедент с Superjet
В отличие от С919 МС-21 не может опереться на столь огромный и динамичный внутренний рынок, как китайский. А в отличие от CSeries у него нет международной сети техобслуживания, которая бы могла убедить иностранных клиентов поверить в него. В прошлом региональный лайнер Superjet 100 уже убедился в этом на собственном горьком опыте со всего лишь 324 заказами с 2008 года (лишь около 30 за пределами российской зоны влияния). И это несмотря на поддержку французской Safran по двигателям и итальянской Leonardo-Finmeccanica по международным продажам.