Только за первые десять дней лета в мире случилось четыре серьезных происшествия с самолетами, которые участвовали в авиашоу. Два из них закончились гибелью пилотов.
2 июня в США разбился истребитель F/A-18 пилотажной группы Blue Angels, пилот Джефф Кусс погиб. В тот же день разбился F-16 группы Thunderbirds. 9 июня в результате катастрофы Су-27 погиб командир звена «Русских витязей» Сергей Еременко, а вечером того же дня в Нидерландах потерпел крушение швейцарский истребитель Northrop F-5. Все они принадлежали к военным пилотажным группам.
В мире ежегодно проходят десятки различных авиационных мероприятий с показательными выступлениями, и каждый год при подготовке к ним или во время выступления гибнут люди.
Крупные международные авиасалоны попадают в заголовки новостей, однако показательные полеты проходят и на множестве праздников, с авиацией напрямую не связанных. Их гораздо больше, чем можно себе представить по сообщениям в прессе.
Только за несколько месяцев 2016 года в мире произошло девять авиапроисшествий и катастроф летательных аппаратов, которые либо участвовали в показательных выступлениях, либо готовились к ним.
В результате этих аварий погибли как минимум восемь человек. В 2015 году произошло семь катастроф и авиапроисшествий, связанных с показательными полетами, в которых погибли 11 человек.
Авиашоу стабильно собирают толпы зрителей, готовых ехать по пробкам за город, на аэродром, чтобы посмотреть на высший пилотаж в небе.
С риском для зрителей
Специфика авиационного шоу, в отличие от, скажем, автомобильного, такова, что самолет во время выступления находится над зрителями. История знает несколько катастроф, которые унесли много жизней на земле.
В июне 2011 года десять человек погибли и более 50 были ранены в результате падения истребителя P-51 времен Второй мировой войны близ города Рено в США. Самолет выступал на авиашоу, пилот не справился с управлением, рухнув рядом с трибунами.
27 июля 2002 года произошла Скниловская трагедия (по названию села подо Львом). На авиашоу, проходившем в львовском аэропорту, во время выполнения фигуры высшего пилотажа истребитель Су-27 упал на толпу зрителей. Тогда погибли 77 человек, среди которых было 28 детей. Пострадали более 500.
В 1993 году в Нижнем Тагиле спортивный Як-52 упал в центре города на площадь, заполненную людьми. Погибли 19 человек.
В 1988 году во время показательного выступления на базе ВВС США «Рамштейн» в Германии в воздухе столкнулись три MB-339 итальянской аэробатической группы Frecce Tricolori.
Один из них рухнул на землю рядом со зрителями, и обломки самолета вместе с горящим топливом буквально накрыли толпу. В результате погибли 70 человек, включая троих пилотов, почти 350 получили ранения. Среди погибших было 16 детей.
В 1952 году в Фарнборо в результате катастрофы истребителя DH110, развалившегося в воздухе, погибли 29 человек.
При этом пилоты периодически оказываются в ситуации, когда за спасение жизней на земле приходится заплатить собственной жизнью.
Погибший 9 июня после выступления на авиашоу в Подмосковье командир звена «Русских витязей» гвардии майор Сергей Ерёменко, по свидетельству очевидцев, перед падением постарался выбрать место в густонаселенном районе, где не было жилых домов, и, возможно, не успел из-за этого спастись сам.
За несколько дней до этого пилот Джефф Кусс из американской аэробатической группы Blue Angels также уводил свой F/A-18 от домов, которыми была густо застроена местность вокруг аэродрома. Он также не успел катапультироваться и погиб.
Правила полетов
После этих трагедий в разных странах были введены правила, согласно которым фигуры группового или индивидуального высшего пилотажа нельзя исполнять над зрителями, а также совершать маневры, направленные в их сторону.
Теперь все показательные выступления происходят на удалении от трибун над специальной зоной.
При этом дистанция в каждой стране своя, но не слишком большая — 200, максимум 400 метров. Если ее увеличить, авиашоу потеряет зрелищность.
В Великобритании правила полетов на авиашоу учитывают как технические параметры самолета, так и опыт пилотов.
Так, например, минимальная дистанция до трибун для военных самолетов составляет 250 метров, но если скорость превышает 550 километров в час, то она возрастает до 450 метров.
Гражданским самолетам и вертолетам правила разрешают приближаться к зрителям на расстояние 50 метров, если те летят на скорости менее 185 километров в час (100 узлов), но если при этом самолет выполняет фигуры высшего пилотажа, то дистанция увеличивается до 100 метров.
На износ
Обобщать причины, в результате которых происходят аварии во время подготовки или проведения авиашоу, практически невозможно.
Прежде всего потому, что видов воздушных выступлений и техники, которая в них участвует, слишком много.
Во время шоу летчики показывают групповой и индивидуальный пилотаж; это могут быть боевые, учебно-тренировочные, спортивные самолеты, восстановленные исторические машины, вертолеты — наконец, для выступлений специально разрабатывают и создают специальные аэробатические летательные аппараты.
Нередки случаи, когда причиной аварии или катастрофы становятся неполадки техники.
По предварительным данным министерства обороны России, Су-27 «Русских витязей», разбившийся в четверг, мог быть неисправен. Версию об отказе систем самолета также рассматривают и в ходе расследования катастрофы американского F/A-18.
В России в минобороны уже несколько лет говорят о том, что ресурс самолетов, которые используют пилотажные группы «Стрижи» и «Витязи», подходит к концу и что их необходимо менять.
Однако, как рассказал Би-би-си бывший командир пилотажной группы «Стрижи» Валерий Морозов, на самом деле самолеты регулярно проходят техническое обслуживание, и если их допускают к полетам, то они исправны.
В российских пилотажных группах «Витязи» и «Стрижи», по его словам, используются боевые самолеты, которые никак не адаптированы к авиашоу. «Помимо задач на пилотаж, выполняются задачи по боевой подготовке», — сказал он.
У российских истребителей, по его словам, не сняты даже пушки. Американская пилотажная группа Thunderbirds, чей самолет разбился 2 июня, также использует боевые самолеты F-16, которые можно использовать по прямому назначению, а F/A-18 Blue Angels отличаются от строевых: там вместо пушки был установлен бак для выпускания дыма, а также слегка изменена система управления в кабине.
Многие аэробатические группы предпочитают использовать учебно-тренировочные самолеты. Среди них — российские «Крылья Тавриды» (базируются в Борисоглебске Воронежской области, а не в Крыму), которые летают на Як-130, британская группа Red Arrows, летающая на Hawk, итальянская Frecce Tricolori (Aermacchi MB-339), Patrouille de France (Alpha Jet).
Разумеется, техника их пилотирования отличается, однако принципиальной разницы для профессионального пилота, на каких самолетах выполнять высший пилотаж, как отмечают эксперты, нет. И боевые истребители, и учебные реактивные самолеты в групповом пилотаже способны выполнять одинаковые трюки.
Разница заключается в зрелищности: боевые самолеты многим зрителям нравятся больше, внушительней, в то время как учебные самолеты, как заметил Константин Богданов, — это больше воздушный спорт.
Профессионалы
По словам Морозова, летчики российских военных пилотажных групп — профессионалы, которым можно доверять.
«Здесь работают профессионалы, которые знают тонкости и нюансы этого дела. Риск сводится к минимуму, а если что-то возникает, то это нестандартная ситуация, которую летчик тоже должен решать», — сказал он.
С ним согласен и профессиональный пилот гражданской авиации, в прошлом — летчик-испытатель Алексей Кочемасов, который рассказал Би-би-си, что пилоты заняты подготовкой к выступлениям постоянно.
«Они это делают каждый день на протяжении десятков лет. Каждый день. Люди, попадающие в пилотажную группу, занимаются этом профессионально. Он утром приходит, даже если он не летает, он эти вещи обсуждает, разрабатывает», — сказал пилот.
По словам Морозова, пилоты, которые летают в составе «Стрижей» и «Витязей», являются обычными военными летчиками, просто более тренированными.
Он отмечает, что попасть в пилотажную группу сложно, поскольку летчик должен быть одновременно молодым и опытным: «И еще должна быть психологическая совместимость. Это очень важно. Допустим, поругался он с кем-то, сел полетел. Не очень будет комфортно с ним лететь».
Пилоты говорят, что подготовка к авиашоу занимает много времени и на земле, где летчики заранее простраивают план полета и всех фигур пилотажа.
Но и такие профессионалы совершают ошибки — история знает немало примеров, когда на авиашоу случались катастрофы из-за «человеческого фактора».
По словам экспертов, все дело в том, в каких условиях работают эти люди. Эти условия отличаются не только от жизнидеятельности обычного, среднего человека, но даже и от того, в каких условиях летают простые пилоты.
Алексей Кочемасов, сравнивая обычный пилотаж с высшим, который применяют в аэробатических группах, сказал, что они отличаются примерно так же, как отличается обычная ходьба по земле с выступлением на канате под куполом цирка.
«Высший и сложный пилотаж — это управление машиной на грани, а иногда и за гранью возможного, причем и возможного для человека в том числе», — сказал Константин Богданов.
За всю историю пилотажной группы Blue Angels, которая была сформирована в 1946 году, погибли 27 пилотов. Это примерно один из десяти летчиков, которые входили в состав группы. Red Arrows с 1969 года потеряли восьмерых пилотов. Thunderbirds потеряли троих пилотов во время катастроф на авиашоу, но многие погибли в ходе других полетов. В результате трех катастроф погибли шестеро пилотов из состава «Русских Витязей».