В среду, 8 июня, в Атлантическом совете генерал ВВС США в отставке и бывший верховный главнокомандующий Объединенных вооруженных сил НАТО в Европе Филип Бридлав (Philip Breedlove) рассказал о нарастающей напряженности в отношениях между Россией и Западом в преддверие очередного саммита НАТО.
На саммите, который состоится в июле в Варшаве, лидеры стран НАТО будут обсуждать будущее этого альянса, возможности его расширения и его общую стратегию.
Отвечая на вопросы собравшихся, Бридлав, который пришел на службу в армии почти 40 лет назад, в период холодной войны, и в течение четырех лет занимал пост верховного главнокомандующего ОВС НАТО в Европе, рассказал о тех успехах, которых альянсу удалось добиться с момента проведения прошлого крупного саммита в Уэльсе.
«Возможно, г-н Путин был удивлен, увидев, насколько успешно НАТО проводит те изменения, которые начались в Уэльсе», — отметил Бридлав.
«Для Путина задача номер один — расколоть Евросоюз или НАТО… После саммита в Уэльсе мы продемонстрировать больше единства», — отметил Бридлав, добавив, что, «если г-н Путин может расколоть Евроосюз или НАТО… дальше он будет получать все, что захочет».
Между тем напряженность в отношениях между НАТО и Россией уже достигла весьма тревожного уровня. Несмотря на укрепление единства НАТО, все более агрессивная Россия пригрозила предпринять военные шаги против Швеции и Финляндии, если они вступят в НАТО, и против США — в связи с тем, что один американский корабль зашел в Черное море для совершения рутинного патруля. Тем временем США отправили не один, а два авианосца в Средиземное море в преддверии саммита в Варшаве.
Кроме того, согласно результатам анализа корпорации РЭНД, обычные вооруженные силы России способны захватить столицы стран Балтии, такие как Таллинн и Рига, в течение всего 36 часов. Хотя Бридлав признал высокий уровень точности методов моделирования, использованный экспертами РЭНД, он все же усомнился в правильности их конечного вывода.
Говоря об успехах НАТО в сдерживании агрессии России, Бридлав отверг утверждение о том, что НАТО не может защитить своих самых уязвимых членов на восточном фланге.
«Мы способны их защитить, если наши члены и руководство НАТО смогут быстро принять решительные меры. Если мы столкнемся с проблемой, решение которой требует качественной и слаженной разведки, оповещений и предупреждений, а также смелости в принятии решений на основании этих предупреждений, я считаю, мы способны их защитить», — подчеркнул Бридлав.
После этого беседа плавно перешла к вопросу о военной доктрине России.
«Русские говорят и пишут о тактическом ядерном оружии и готовятся его применить, рассматривая его как логичное и вполне понятное продолжение неядерной войны», — сказал Бридлав. Но создание военного плана НАТО, который проецировал бы силу, единство и решимость, включает в себя разработку способов деэскалации, а, по словам Бридлава, «поиск возможностей для деэскалации» конфликтов — это «искусство, а не наука».
Бридлав подчеркнул, что США должны открыть каналы коммуникации с россиянами, которые «вогнали себя в истерику» своими разговорами о войне и применении ядерного оружия, как сказал один из членов Атлантического совета.
Бридлав сделал акцент на том, что НАТО должен взять на себя роль лидера в восстановлении каналов коммуникации: «Нам нужно очень решительно, нам необходимо наладить качественный контакт с Россией. Если мы будем ждать, пока он сам собой наладится, мы потерпим неудачу».
Ближе к концу конференции Бридлав еще раз повторил заявление Обамы, сделанное в 2014 году на саммите в Уэльсе, о том, что «мы будем защищать каждый дюйм территорий НАТО», добавив, что приверженность Статье 5, согласно которой нападение на одного члена НАТО расценивается как нападения на весь альянс, сильна как никогда.
«Россия понимает язык мощи, силы и единства», — подытожил Бридлав, оставив некоторую надежду на примирение двух сил, которые сейчас переживают самый напряженный период в своих отношениях со времен холодной войны.