В октябре 2014 года, спустя несколько месяцев после введения Евросоюзом санкций против России в связи с ситуацией на Украине, мы уже поняли, что потеря России как партнера была ошибкой как на политическом уровне, в частности в сирийском вопросе, так и на экономическом уровне, в частности для нашего сельского хозяйства, и что нам придется дорого за это заплатить.
Сегодня, спустя более двух лет после введения этих санкций, предупреждающий сигнал все еще остается красным. В июле 2014 года Евросоюз расширил санкции и включил в санкционный список нескольких представителей российской разведывательной службы, помешав им получать визы для въезда в страны Евросоюза. В санкционный список попали глава Федеральной службы безопасности Александр Бортников и директор Службы внешней разведки Михаил Фрадков.
Стоит напомнить, что США тоже ввели санкции против России, в основном экономического характера, но они не зашли настолько далеко, чтобы ставить под угрозу сотрудничество с руководителями службы разведки. Итак, почему же мы прилагаем столько усилий для этого в ущерб нашей собственной безопасности?
На практике это значит, что главам российской разведывательной службы будет разрешено получать визы для поездок в Евросоюз, то есть у них появится возможность встречаться и напрямую общаться со своими иностранными коллегами. В этой области ключевое значение имеет доверие, и визовые запреты однозначно мешают сотрудничеству и диалогу на высоком уровне, в которых мы нуждаемся перед лицом нависшей над нами угрозы.
Как мы можем настаивать на том, что эти санкции в наших собственных интересах и в интересах европейцев, когда всем хорошо известно влияние и возможные последствия разрыва или ослабления обмена информацией между двумя странами? Теракты в Париже и Брюсселе, к сожалению, напомнили нам о том, что степень сотрудничества в этой области далека от оптимальной даже внутри Евросоюза. Если мы продолжим ослаблять сотрудничество с Россией в этой области, мы поставим под угрозу своих собственных граждан.
Россия, благодаря ее позиции в Сирии, имеет доступ к ценной информации относительно ИГИЛ (террористическая организация, запрещена в России, – прим. ред.), и отказываться от нее было бы большой ошибкой, потому что враг, с которым мы столкнулись, имеет множество лиц и постоянно меняется. Пусть нами движет не любовь, пусть нами движет здравый смысл, заставляющий нас сотрудничать с российским государством, чтобы обмениваться важной информацией относительно позиций и намерений ИГИЛ.
Такая прагматичная политика перестала быть предметом выбора: она превратилась в наш долг, навязанный нам миром, который нас окружает. Возможно, наши мнения по различным вопросам расходятся, и мы можем вводить санкции там, где они наиболее эффективны. Но существуют цели и интересы, которые заставляют нас забывать о нашем желании наказывать. Возьмем, к примеру, Израиль: правительство Биньямина Нетаньяху решило укрепить свои связи с Россией, чтобы усилить свою систему безопасности, несмотря на то, что Москва тесно сотрудничает с Ираном, самым сильным и враждебно настроенным врагом Израиля в регионе. Такое решение Израиля наглядно демонстрирует, что прагматичная политика — в первую очередь, безопасность Израиля — стоит выше геополитики. Если Израиль так поступает, почему мы не можем?
Спустя два года действия санкций мы знаем, что цена разрыва связей неизмеримо выше цены сотрудничества с Россией. Кроме того, Россия тоже хочет нам помочь. Тем, кто в этом еще сомневается, хочу напомнить, что после терактов 13 ноября Франсуа Олланд и Владимир Путин договорились об усилении взаимодействия войск обеих стран в Сирии.
Геоэкономическая война, которая сейчас идет между Россией и Евросоюзом, не должна больше стоять на пути борьбы с терроризмом. В то время как 28-29 июня Европейскому совету придется решать вопрос о продлении санкций против России, давайте все вместе призовем к восстановлению сотрудничества в области безопасности между этими двумя ключевыми игроками на международной арене.
Сейчас все больше представителей европейских государств призывают к переоценке эффективности и снятию санкций с отдельных людей, о чем свидетельствуют результаты голосования французского сената 9 июня по резолюции, призывающей к пересмотру и даже отмене санкций. История докажет правоту тех, кто нашел политическое мужество сделать подобное заявление.
Свои подписи под письмом поставили:
Рашида Дати — Европейская народная партия, Франция
Франсуа Гроссетет (Françoise Grossetete) — Европейская народная партия, Франция
Герман Винклер (Hermann Winkler) — Европейская народная партия, Германия
Альфред Сант (Alfred Sant) — Прогрессивный альянс социалистов и демократов, Мальта
Ален Каде (Alain Cadec) — Европейская народная партия, Франция
Франк Пруст (Franck Proust) — Европейская народная партия, Франция
Иво Вайгл (Ivo Vajgl) — Альянс либералов и демократов за Европу, Словения
Марк Жуло (Marc Joulaud) — Европейская народная партия, Франция
Стефано Мауллу (Stefano Maullu) — Европейская народная партия, Италия
Альдо Патричелло (Aldo Patriciello) — Европейская народная партия, Италия
Рено Мюселье (Renaud Muselier) — Европейская народная партия, Франция
Элизабетта Гардини (Elisabetta Gardini) — Европейская народная партия, Италия