Террористическая организация ИГИЛ взяла на вооружение средства воздействия из компьютерных игр и западных сериалов, чтобы вербовать бойцов через интернет. «Они исключительно умело используют пропаганду и другие способы воздействия, знакомые и привычные для молодежи», — говорят представители службы безопасности норвежской полиции.
В 2016 году уже не осталось сомнений в том, кто представляет собой самую большую угрозу нашему образу жизни.
С тех пор, как ИГИЛ (террористическая организация, запрещена в РФ — прим. ред.) всерьез зашевелилась в Сирии в 2013 году, образ врага стал предельно очевиден. Самая большая угроза — это ИГИЛ. Барак Обама, самый могущественный человек в мире, заявил недавно о своих опасениях, что ИГИЛ может использовать ядерное оружие.
Они бескомпромиссны, безжалостны и фанатичны. Они убивают своих врагов чудовищными способами и называют это священной войной.
Несмотря на то, что ИГИЛ — организация отвратительная, она вербует в свои ряды молодежь со всего мира.
«ИГИЛ исключительно умело использует пропаганду и другие способы воздействия. Они используют язык, который молодежи абсолютно знаком, который до нее доходит», — говорит директор аналитического отдела Службы безопасности норвежской полиции (PST) Юн Фитье Хоффманн (Jon Fitje Hoffmann).
Но как им это удается? Норвежский режиссер Стефан Фальдбаккен (Stefan Faldbakken), номинировавшийся в свое время на премию «Оскар», внимательно следит за новостями о террористической организации.
«Меня это очень интересует. То, как они используют всю нашу поп-культуру против нас и говорят при этом „уничтожайте западную культуру“. Они тотально переворачивают все с ног на голову. Я считаю, что в художественном отношении это очень любопытно».
Террористические организации используют пропаганду как средство воздействия так долго, что никто не сможет вспомнить, когда это началось. Но ИГИЛ отличается от других террористических организаций, говорит Фальдбаккен.
Различие — в том, что ИГИЛ предстает как крутая организация.
«В Интернете все дело в правдоподобии. Если ты сделал нечто и занимательное, и интересное, это хорошо. Если это выглядит продуманным, как будто это было создано в какой-то медиа-группе или что-то в этом роде, то это не сработает. Первая альтернатива всегда будет лучше. И ИГИЛ неоднократно показывала, что владеет этим в совершенстве».
Его поддерживает PST, которая указывает на огромную разницу между ИГИЛ и, например, «Аль-Каидой».
«Сравните это с обычной пропагандой „Аль-Каиды“, — когда бородатый мужик сидит и в течение часа говорит на арабском, — такое не цепляет».
Похоже на американское кино и телевидение
Режиссер Фальдбаккен сидит в офисе NRK в Мариенлюст (Marienlyst) и показывает некоторые из пропагандистских видео, которые он отловил.
Одно из них — видеоинструкция о том, как детей учат становиться солдатами ИГИЛ. Детей обучают Корану, а в следующем кадре их отправляют на учебное задание. Все задания заканчиваются одинаково: казнью врага.
То, что ИГИЛ, обучая детей, превращает их в солдат, — никакая не новость. Фальдбаккена интересует то, как сделано видео.
«Это просто здорово, просто-напросто здорово», — восклицает он, пока мы смотрим видео на мониторе его компьютера.
Слышать это, возможно, немного странно, поскольку речь идет о видео, в котором детям поручают убивать других людей, но Фальдбаккен имеет в виду производство видео. Кадры — безукоризненные, монтаж — живой и полон действия. Киноязык похож на тот, который можно увидеть в серии экшн-сериала «24».
«Я бы разделил фильмы на две категории. С одной стороны, фильмы с чистейшей воды похвальбой, в них показывается, как ИГИЛ крушит своих противников. В них вы видите, как враги сами роют себе могилу, как их казнят. Враги говорят, что не понимают, что с ними произошло, что ИГИЛ имеет мощное войско и так далее. Это чистая тактика запугивания, основная мысль которой: Бог на нашей стороне».
«Другая категория — это в гораздо большей степени чисто пропагандистские фильмы. Они похожи на фильмы о путешествиях, которые должны продемонстрировать, до чего же все в Исламском государстве здорово».
— То есть, «приезжайте к нам в халифат»?
— Да, именно.
«Стрелялки» как средство вербовки детей и молодежи
Но медиа-дом «Исламского государства» выпускает не только видео. Потому что видео — не самый лучший способ достучаться до молодежи, считает Юн Като Лорентцен (Jon Cato Lorentzen), создающий компьютерные игры.
«Они используют игры, потому что это арена, где можно встретить молодых. Если вы всерьез занимаетесь маркетингом и хотите достучаться до какой-то целевой группы, вы пытаетесь быть там, где они. Это мантра рекламной отрасли», — говорит Лорентцен.
Создатель игр говорит, что ИГИЛ весьма поднаторела в использовании игр, эстетики игры и игровых средств воздействия в своей пропаганде. Один из примеров — чешская «стрелялка». В данном случае сведущие члены ИГИЛ вошли в игру и изменили ее части — теперь можно играть от лица воина ИГИЛ.
«Есть множество игр на военные темы, которые ИГИЛ может изменить. Эти игры частично открыты, то есть ты можешь монтировать, режиссировать и придумывать историю на основе той идеи, которую ты хочешь распространить.
Например, ты заходишь в игру и находишь сам файл, где есть американский флаг. И можно добавить другой флаг — например, черно-белый флаг ИГИЛ.
— А с точки зрения программирования это несложно?
— Это стало так просто, что практически кто угодно может это сделать. Достаточно просто посмотреть несколько роликов на Youtube и немного погуглить. Любой средний продвинутый подросток вполне с этим справится.
— Но, если это так просто, почему же это делает только ИГИЛ?
— В ИГИЛ многие выросли на Западе. Так что немало членов организации хорошо знакомы с программным обеспечением, играми и фильмами, и эти знания у них всегда с собой. Возможно, что в других террористических организациях нет такого количества людей из самых разных стран, как в ИГИЛ. Потому что, если в организации — только местные, возможности ее ограничены.
Когда вышли первые игры из серии Medal of Honor, в игре, рассчитанной на нескольких игроков, можно было играть за Талибан. Но в окончательной версии эту опцию пришлось устранить, потому что в соцсетях стали появляться ролики, на которых талибы убивали американских солдат. И тогда Талибан заменили на фиктивную террористическую организацию.
Это был выбор американской компании компьютерных игр Electronic Arts, одной из крупнейших в мире. Они, да и многие другие, понимают, что игра — превосходная арена для занятий пропагандой.
Да они и сами это сделали.
«У вас есть бесплатная игра, которая называется „Армия Америки“ (Americas Army). Это онлайн-игра, которая создана исключительно для того, чтобы вербовать молодых людей в американскую армию. Рекламная такая игра. Так что в использовании игр в маркетинге нет ничего необычного», — говорит Лорентцен.
«Если уж совсем глубоко копать, то речь идет о маркетинге. ИГИЛ — организация, которая хочет привлечь к себе молодежь, которая ищет смысл жизни. И они работают на рынке, исходя из этого».
Служба безопасности полиции (PST): «ИГИЛ прекрасно работает в соцсетях»
Медиапродукция ИГИЛ прежде всего рассчитана на социальные медиа. Тут ИГИЛ всех своих врагов посылает прямиком в нокаут.
Режиссер Фальдбаккен внимательно следит за аккаунтами ИГИЛ в соцсетях. Он просто потрясен тем, что им удается делать.
«ИГИЛ в соцсетях чувствует себя, как рыба в воде. Они их знают от и до. Они никогда не зацикливаются на чем-то одном, они — не отдел маркетинга в какой-то компании, которой вдруг понадобился Twitter.
Волна социальных медиа, которая накатила на Норвегию после того, как популярность Facebook стала снижаться, изменила тактику маркетинга предприятий и фирм. Поскольку язык в интернете меняется с чудовищной быстротой, предприятия пытаются соответствовать этим изменениям. Они должны знать, что они будут выкладывать в сеть, они должны знать, как они будут это презентовать, и они должны знать интернет-язык. И все, кто с этим сталкивался профессионально, знают, что подделать это очень трудно.
Ты либо это умеешь, либо нет. А ИГИЛ умеет.
— Там полно людей, которые выросли на телеиграх, Twitter, Facebook и Youtube. На всей этой интернет-культуре. Они прекрасно знают, как надо отвечать, и как надо делать мемы. Я думаю, что они даже об этом не задумываются, просто они такие.
— А как вы думаете, в ИГИЛ есть собственный отдел социальных медиа?
— Они знают, что это клево. Они знают, что это просто замечательно выпускать своих солдат в социальные медиа. И они могут выкладывать фотографии и ролики прямо оттуда, где что-то происходит. И они знают, что то, что они размещают, не будет считаться какой-то скандальной ошибкой, поскольку они борются на одной и той же стороне.
PST говорит, что они тоже обращали внимание на то, на что указывает Фальдбаккен. А он знает, в свою очередь, что пропаганда — одно из лучших видов оружия ИГИЛ в борьбе с Западом.
— Насколько важна пропаганда для ИГИЛ?
— Я думаю, очень важно то, что у них есть, к чему призвать молодежь. Чтобы молодежь стала проявлять любопытство и подумала, что это круто. Это может быть первой встречей с их пропагандой. Мы видим, что это сочетается с другими видами воздействия, поэтому надо учитывать все виды воздействия на молодежь, — говорит аналитик Хоффманн.
Он знает многочисленные примеры, когда ИГИЛ заимствовало популярную культуру Запада и переворачивало ее с ног на голову для того, чтобы лучше донести свою основную мысль.
«ИГИЛ занимается пропагандой на очень многих языках, вместе с тем она использует язык, который молодежь понимает. Например,YOLO (You Only Live Once) превращается в YODO (You Only Die Once). Так что, иными словами, они очень способные люди, и в плане драматургии, и в плане техники».
Факты об Исламском государстве (ИГИЛ)
• Исламистская мятежная группировка в Ираке и Сирии, борющаяся за создание суннитского государства (халифата).
• Своими корнями уходит в группировки мятежников-суннитов, возникшие в Ираке после начала вторжения под руководством США в 2003 году.
• В 2006 году несколько группировок объединились и создали «Исламское государство Ирака» (ИГИ).
• Когда первоначальный лидер был убит в 2010 году, новым лидером был провозглашен Абу Бакр аль-Багдади.
• Через год группа распространила свою деятельность на Сирию, а в 2013 году изменила название на «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ).
• Летом 2014 года ИГИЛ провозгласила всемирный халифат под названием Исламское государство (ИГ) и после этого взяла под свой контроль большие территории в Северном Ираке и Сирии.
• В Ираке ИГИЛ обеспечила себе доступ к нефтяным месторождениям и большому количеству вооружений правительственных войск.
• Военизированные группы исламистов по всему миру присягнули на верность ИГИЛ, которая сегодня утверждает, что основала свои «провинции» в 14 странах, в том числе Ливии.
• Коалиция под руководством США начала в сентябре 2014 года воздушную войну против предполагаемых объектов ИГИЛ в Сирии и Ираке, Россия направила боевые самолеты в Сирию осенью 2015 года.