Из мессенджеров в Казахстане особой популярностью пользуется WhatsApp. По данным маркетинговой компании Mobile Media Kazakhstan, в республике насчитывается около 1,1 миллиона пользователей этого приложения. Исследования специализирующейся на Интернет-аналитике компании SimilarWeb дали схожие результаты: WhatsApp оказался ведущим приложением на устройствах Android в Казахстане, а также в России и Киргизии. А в Узбекистане на первом месте Telegram.
Популярность мессенджеров подвигла центрально-азиатских разработчиков на попытки создать местные их вариации. Развитость рынка коммуникационных технологий в Казахстане сулила возможность заработать на разработке новых приложений. По официальной информации, в Казахстане в 2015 году было зафиксировано 31,4 миллиона сим-карт, что является огромной цифрой, т.к. население страны составляет около 18 миллионов человек. Многие покупают несколько сим-карт, т.к. разговоры внутри сети стоят гораздо дешевле, и люди меняют сим-карты в зависимости от того, услугами какого сотового оператора пользуется человек, которому они звонят.
Более 60% пользователей сотовой связи обладают телефонами, способными выходить в Интернет. По данным исследований, люди все реже пользуются голосовой связью и смс, и все чаще — мессенджерами и сайтами социальных сетей, т.к. такой способ общения стоит значительно дешевле.
Статистика ведущего казахстанского оператора сотовой связи KCell вполне соответствует результатам вышеупомянутых исследований. В 2015 году доходы компании от предоставления услуг голосовой связи упали на 20,6% до 105,3 миллиарда тенге (316 миллионов долларов). За тот же период доходы от услуг передачи данных выросли на 18,6% и составили 39,3 миллиарда тенге (118 миллионов долларов).
В попытке оседлать эту волну поддерживаемая правительством группа разработчиков запустила в ноябре 2014 года мессенджер iTys. По функциональности приложение является практически близнецом WhatsApp, от которого его отличают лишь интерфейс на казахском языке и смайлики с казахстанскими мотивами. «iTys — это новое слово в развитии казахстанских IT-технологий, — заявил руководитель проекта Даут Шайхисламов. — Мы убеждены, что запуск нашего проекта — это еще один шаг в развитии и популяризации государственного языка и казахской культуры». Шайхисламов старался продвигать iTys как приложение с высокой степенью защиты, но многим его заявления показались неубедительными.
Одним из основных факторов для местных пользователей является конфиденциальность, и большинство считает, что местные разработчики более склонны делиться данными с местными спецслужбами. Учитывая, что iTys поддерживается инициированным президентом Нурсултаном Назарбаевым Фондом развития государственного языка, создается впечатление, что, в конечном счете, разработчики будут блюсти интересы правительства, а не своих пользователей.
«Я бы не стал доверять новым и малоизвестным мессенджерам, — сказал Мирлан Телебарисов, специалист по связям с общественностью из Алматы. — Мне важно не как выглядят смайлы, а насколько безопасным является приложение, особенно учитывая, сколько конфиденциальной информации хранится на наших смартфонах». По словам Шайхисламова, iTys был загружен более 150 тысяч раз, но пользователи сообщают, что мало кто из их знакомых использует этот мессенджер, что, в свою очередь, заставляет сомневаться в его успешности.
Еще один казахстанский мессенджер Salem, вышедший на рынок в 2015 году, был разработан при поддержке местного инвестиционного фонда, специализирующегося на инновациях. Создатели позиционировали его как приложение для безопасного обмена информацией.
В Киргизии создатели мессенджера под названием Pager стараются пробиться, выбрав себе нишевый рынок. Разработчик Данияр Арзыматов рассказал, что кроме обычного для мессенджеров набора свойств, Pager также может служить платформой для мониторинга процесса выполнения рабочих задач. «Мы работаем над предназначенными для бизнеса свойствами, которых нет в WhatsApp. У нас своя ниша, мы ориентируемся на бизнесменов и управленцев», — отметил он. По его словам, он намерен монетизировать Pager путем предоставления платных услуг в премиум-версии приложения. Pager пока существует лишь в бета-версии, но скоро поступит на рынок, добавил Арзыматов.
В Узбекистане местная дочка российской телекоммуникационной компании «Билайн» также решила попробовать силы на рынке мессенджеров, выпустив приложение Va4ach. Однако и в этом случае развитие проекта значительно сдерживается опасениями пользователей по поводу конфиденциальности. «Жители Узбекистана уверены, что все производимое в Узбекистане контролируется правительством, — сказал эксперт в этой сфере, попросивший не называть его имени. — Поэтому никто не пользуется Va4ach».
В Узбекистане проблемы возникли и у WhatsApp, т.к. власти этой страны подозрительно относятся ко всем видам связи, способным обходить правительственную слежку. Качество связи в WhatsApp значительно упало в 2013 году, как считается, по причине попыток властей перехватывать передающуюся по этому приложению информацию. Пользователи заметили, что на загрузку фотографий и видеозаписей стало уходить невозможно много времени, и вскоре начали пользоваться Telegram.
Эксперты в сфере информационных технологий в Казахстане считают разработку местных мессенджеров пустой тратой времени и денег. «Я даже не слежу за этими проектами, — говорит Константин Горожанкин, директор крупнейшего в республике бизнес-инкубатора IT проектов. — Это все равно, что разрабатывать еще одну операционную систему Windows. Мессенджеры могут развиваться только при наличии рынка. А этот рынок уже занят существующими приложениями». Горожанкин утверждает, что попытки конкурировать с глобальными брендами являются бессмысленными, и предлагает вместо этого заняться разработкой ориентированных на местные рынки программ и веб-сайтов.
Примером успеха в Казахстане является приложение, разработанное Ticketon.kz, системы онлайн-заказа билетов на мероприятия, культурные события и развлечения в республике. Через данную систему в 2015 году было продано билетов на 600 миллионов тенге (1,8 миллиона долларов), что, по местным меркам, является огромной суммой.
«Опыт показывает, что именно на местных рынках, не охваченных глобальными приложениями, наблюдается наибольший спрос, и здесь казахстанские проекты демонстрируют рост, — сказал Горожанкин. — Добившись успеха в Казахстане с его 18-миллионным рынком, можно начать думать о переносе этой бизнес-модели за рубеж».
Актан Рысалиев — псевдоним журналиста, специализирующегося на освещении событий в Казахстане.