Признание факта существования российской пропаганды в Словакии влечет за собой вопрос: почему сайты, излагающие теории заговоров, у нас столь популярны. Почему громогласные путинские рупоры находят и в стране у подножия Татр столько слушателей? Унижение этих людей отчасти несправедливо и при этом абсолютно ничего не меняет.
Анализ Министерства внутренних дел не открыл ничего нового. Так же и из новостей, поступающих из соседних государств, можно понять, что пятой колонной россиян в восточноевропейских странах стали конспираторские антимусульманские сайты, базирующиеся на славянской взаимности и пропагандирующие политические партии порой фашистской направленности.
Почему же они так успешны, и почему для такого большого количества словаков главным врагом является современная система либеральной демократии?
В ноябре 1989 года не было аналога Нюрнбергского процесса
Основой для ответа на эти вопросы может стать статья Милана М. Шимечека в журнале Respekt, который в поиске причин обращается к 1989 году. В этом основном моменте, то есть в том, что причины стоит искать именно в ноябрьской революции, я согласен с автором. Однако его выводы я не приемлю.
По словам Шимечека, уже в 1989 году «маньяки» рвались к микрофонам, потому что «эти люди хотели революции со всем тем, что ей присуще, но, главное — с кровью». Это неправда.
Те люди в 1989 году просто не понимали, почему за всеми коммунистическими преступлениями не следует наказание. Не бойня, не линчевание, а заслуженное наказание после справедливого суда типа Нюрнбергского процесса.
И они были правы, ведь невозможно, чтобы в результате антикоммунистической революции, с одной стороны, возникли финансовые группы миллиардеров с «кагэбешным» прошлым, а с другой, складывались еще худшие социальные условия для тех, кого коммунисты обирали и до 1989 года. А ведь именно благодаря активному участию таких людей сама революция стала возможной.
Исключительное положение интеллектуалов неуместно
Бархатная революция была либо совершенно провалена, либо ей предшествовала договоренность о переходе власти от коммунистов к диссидентам на определенных, далеких от справедливости условиях. Из всего этого «маньяки», что понятно, извлекли один единственный урок: впредь они не позволят делать из себя статистов и сами возьмут правосудие в собственные руки. И россияне это послание считали и теперь используют его себе на пользу.
Так что несколько высокомерный взгляд интеллектуалов, почему-то довольных своими поступками в 1989 году, на якобы менее образованных людей с более ограниченными связями, образующих целевую группу заговорщицких сайтов и российской пропаганды, является значительным и недопустимым упрощением ситуации.
Ведь мы не можем списать со счетов четверть избирателей
Конечно, возмутительно, что в возвращение русских в наше геополитическое пространство свою немалую лепту внесли и те, кто после 1968 года стал из-за них диссидентом. Кроме христианско-националистических фундаменталистов типа Чарногурского, к ним относятся как раз интеллектуалы, которые допустили постноябрьский нравственный коллапс в Чехословакии. Сознательно или неосознанно — это известно только им самим.
Российских агентов и лидеров фашистов мы не хотим привлечь на свою сторону. Однако образумить тех людей, кто им поддался и читает их бессмысленный вздор в интернете, учитывая успех Котлебы на прошлых выборах, а также его перспективы в будущем, мы обязаны. Но без основательного анализа, посыпания головы пеплом и извлечения уроков из прошлых ошибок это у нас не получится.
Ощущения интеллектуального превосходства бывших диссидентов не достаточно, а говорить об их нравственном превосходстве безосновательно.
PS, или для ясности
Все это не защита упомянутых «маньяков», а попытка объяснить их образ мыслей. Потому что, помимо маньяков, «кагэбэшников» и диссидентов, существуют и другие люди, разочарованные несправедливой бархатностью революции, но сегодня уже ни в чем не участвующие: 1989 год они видят глазами Крыла и уже не верят никому и ничему. А есть и такие, кто еще окончательно не утратил идеалов, и кто готов выступить.
Но если они выразят несогласие с событиями после революции, ораторы 1989 года презрительно скажут о них, что они не в своем уме. И ораторы сделают это без всяких сомнений относительно себя самих, без раскаяния за свои политические ошибки, из-за которых мы сегодня носом роем землю. Главное, что у них самих все в порядке.
Эта группа разочарованных людей, которая также не довольна действиями диссидентов в 1989 году, в отличие от «маньяков», не поддерживает Путина, не выступает против беженцев и мусульман, а уж тем более не хочет опять избивать женщин. Но, с другой стороны, и тут я уже говорю сам за себя: я понимаю возмущение этих «маньяков».
Я не согласен с их решениями, я боюсь их примитивизма, боюсь их возможного прихода к власти, которая лично для меня будет означать очередную эмиграцию из нашей страны, но, несмотря на это, я допускаю, что у них есть веские основания возмущаться и не верить тем, кто в 1989 году сделал из них статистов.