Все в этом мире каждый день напоминает нам о масштабах насилия. В отношении гомосексуалистов, женщин, детей, мусульман, евреев, полицейских, демонстрантов, бастующих… Кроме того, проявляется оно в общественном транспорте, среди автомобилистов, соседей, на работе и в семьях. Словно нам все труднее мириться друг с другом. Словно для нападок на ближнего теперь годится любой предлог.
Это может показаться странным, особенно в развитых странах. У нас сделано все, чтобы агрессии было, наоборот, как можно меньше. Никто (или почти никто) не испытывает нехватки самого необходимого. Мы живем в правовом государстве, где насилие запрещено законом, а ненасилие прививается в школе. У нас есть сексуальная свобода, которая позволяет выпустить пар, и политическая свобода, отменяющая потребность в любой революции. Все это прекрасно сработало: любая статистика скажет вам, что ситуация на Западе за последние полвека лучше, чем на протяжении прошлых столетий.
Но насилие вновь возвращается. Все друг друга раздражают. Что угодно может стать предлогом для драки или убийства. События последних дней дают трагическое тому подтверждение.
Из всего этого анализа следует, что выпавшие на долю Европы трагедии в первой половине ХХ века стали своеобразной чисткой после долгого мира в XIX веке. Сегодня после 70 лет спокойствия на Западе у нас чешутся кулаки, мы рвемся в войны (как гражданские, так и нет), чтобы найти выход накопившейся энергии. Причем на это раз средствами, которые унесут сотни миллионов жизней.
Этого еще можно избежать. Во-первых, назначением козлов отпущения из числа тех, кто так кстати не похож на нас. Все это уже назревает с подъемом популизма, называющего чужака врагом, которого нужно прогнать или уничтожить. Это может дать нашей агрессии выход в виде смерти искупительной жертвы. Во-вторых, можно двинуться к высшему этапу развития человечества, поняв, что счастье другого принесет нам больше, чем его смерть. Об этом говорят нам последние достижения в нейробилологии и технологиях коллективной экономики, а также все великие светские и религиозные философии, которые называют любовь к ближнему залогом собственного счастья.
Сейчас, когда на горизонте виднеется худший сценарий, а насилие вновь громогласно заявляет о себе, у нас остается лишь мысль и улыбка в попытке убедить себя, что мы не обречены вновь пережить варварство наших предков, что человечество может избежать саморазрушения, что будущее не обязательно станет повторением прошлого.