Перечеркивать древнюю историю было бы глупо, поэтому в Москве не исчезнут названия, связанные с Киевом и Украиной, заявил мэр российской столицы Сергей Собянин.
Говоря о существующих сложностях во взаимоотношениях двух стран, градоначальник добавил, что «эта пена пройдет, и связь между украинским и русским народом разорвать будет невозможно».
Комментируя высказывание московского мэра, мэр Киева Виталий Кличко сказал, что «нельзя называть пеной аннексию Крыма и агрессию, военные действия на востоке Украины, из-за которых погибли тысячи украинцев».
Кличко также напомнил, что в феврале этого года городской совет Киева принял решение в одностороннем порядке разорвать все ранее подписанные договоры о побратимстве, партнерстве и сотрудничестве с Москвой.
Русская и Украинская службы Би-би-си связались с экспертами в Москве и Киеве и спросили их о том, возможно ли разорвать связь между украинцами и русскими и что она собой представляет.
Доктор исторических наук, заведующий отделом русского народа Института этнологии и антропологии РАН Александр Буганов
Россия как раз склонна подчеркивать единство происхождения, общность исторической судьбы двух народов.
Но надо признать, что история сначала малороссов, а затем украинцев — это история борьбы за независимость. Их история крутилась между тремя жерновами — между Польшей, Турцией и Россией.
Выбор, который был сделан Богданом Хмельницким в пользу православной России, возможно, был выбором наименьшего зла — тогда была свежа память о зверствах поляков на этой территории, набегах турок. Русь тогда представлялась более безопасным вариантом. И главным на тот момент был вопрос выбора веры, религии.
«Мы — православные»: это же и русские, и украинцы.
Историческая память — это не миф и не что-то надуманное. Это основа нашего самосознания. И единые корни — это основа нашей судьбы и нашего самосознания и пространства. Украинская элита предпочитает его разорвать и говорить, что этого не было, а в России это подчеркивают, но делают зачастую по-хамски и безобразно. И то, и другое только разжигает межнациональную рознь.
По недавним соцопросам образ врага для России — США, Украина и Турция. Это манипулирование массовым сознанием. Это работает на ожесточение и разъединение. Вопрос с Украиной внес еще больший вклад в раскол этого общего национального самосознания.
Русские и украинцы — действительно братские народы. Единство исторической судьбы на протяжении веков в государственном и геополитическом смысле всегда было. И это то, что вселяет надежду на будущее.
Сегодняшние события сойдут на нет как накипь, а связь останется.
Владимир Вятрович, глава Украинского института национальной памяти
Время лечит все, и много мифов и стереотипов со временем исчезают. Но среди этих мифов и стереотипов как раз и утверждение о вечной дружбе между украинцами и россиянами.
Та связь, что была между украинцами и россиянами на протяжении сотен лет, — это была связь хозяина и раба.
Украинцы часто воспринимались россиянами как подчиненные. Сейчас мы видим, что украинцы разрывают эту связь и становятся самостоятельным субъектом, заставляя себя уважать, в частности и Россию.
Я считаю концепцию каких-то братских отношений между народами на протяжении сотен лет иллюзорной. Каждый народ в силу естественных причин живет собственными интересами. Потому априори говорить о братских отношениях нет смысла.
Сейчас же слова о братских отношениях между украинцами и россиянами звучат как насмешка. Российская империя поглотила украинский народ и не давала ему развиваться самостоятельно на протяжении столетий. Украинцы в этом процессе уничтожались как физически, так и культурно.
Заявления политиков о пене, которая пройдет в отношениях народов — это неадекватная оценка действительности. Процессы в Украине свидетельствуют о фундаментальных изменениях и бесповоротном отдалении Украины от России.
Украина и Россия сейчас фактически пребывают в состоянии войны. Не замечать этого и называть ситуацию пеной, в том числе и тысячи погибших, невозможно. Так в Украине думает большинство населения, а не только политики при власти. Точка невозврата уже пройдена.
Я очень скептически отношусь к заявлениям политиков по поводу истории вообще, и еще критичнее отношусь к заявлениям российских политиков по поводу украинской истории.
У них нет полного представления об украинской истории, они смотрят на нас исключительно имперским взглядом.