До недавнего времени использование мягкой силы не было коньком российской власти. Но все меняется. Россия впервые попала в ежегодный список 30 лидеров в сфере мягкой силы, который обнародовало во вторник британское агентство Portland Communications. Ей досталось скромное 27 место, тогда как лидерские позиции удерживают США, Великобритания и Германия. Однако Россия стала первой среди авторитарных режимов, на одну позицию обойдя Китай.
Как отмечают в британском агентстве, «мягкая сила — не первое, что приходит на ум, когда речь заходит о Российской Федерации», чья демонстрация мощи обычно попадает на первые полосы газет. Однако в Portland Communications подчеркивают «огромные усилия» Кремля по улучшению имиджа страны, как на национальном, так и международном уровне. Главным инструментом тут является (контролируемое государством) телевидение и в первую очередь телеканал RT (изначально Russia Today), который ведет вещание по всему миру на английском, арабском и испанском языках (а скоро начнет также на французском и немецком).
Российские СМИ положительно отреагировали на такое международное признание. Однако председатель комиссии Сената по международным делам Константин Косачев был недоволен таким результатом: «Полагаю, 27 место — это не аванс, а, скорее, недооценка». Ультраконсервативный сенатор Франц Клинцевич в свою очередь считает, что Россия входит в тройку лидеров по мягкой силе наравне с США и Китаем.
По мнению политолога Сергея Караганова, «Россия — одна из немногих стан мира, которая привлекает огромное количество людей своим стремлением к самостоятельности и суверенитету. Это огромный полюс притяжения». Заявления этого влиятельного эксперта перекликаются со словами президента Владимира Путина, который регулярно осуждает «гегемонические» наклонности США. Политолог также подчеркивает, что Россия отстаивает «традиционные ценности. За это выступают огромное количество людей, и то, что у нас есть твердая позиция по этому вопросу, серьезно укрепляет наши позиции. Одна из причин недовольства нами коллегами на Западе как раз и заключается в том, что мы предоставляем другой, альтернативный и близкий большинству человечества вариант развития». Правда это или нет, но у Москвы теперь в любом случае есть средства, чтобы донести эту точку зрения до всего мира.