Когда войска НАТО из Европы и США бок о бок со шведскими солдатами сражаются в стокгольмских шхерах, трудно поверить, что Швеция сохраняет военный нейтралитет. Американский адмирал Джеймс Фогго (James Foggo), возглавивший большие учения НАТО «Балтопс», говорит DN: «Если возникнет кризис, то вместе мы его решим».
Мирная идиллия шхер нарушается звуками оружейных залпов из леса, где скрылся противник. Американская боевая машина, движущаяся к кромке леса, резко тормозит и прячется за холмом. Офицер высовывается из люка и кричит своим солдатам: «Второй взвод. Стоять! СТОЯТЬ!» Морские пехотинцы вокруг машины бросаются на землю, ползут на боевую позицию и открывают огонь из автоматов.
Это не настоящая война. Мы наблюдаем учения НАТО «Балтопс», в которых Швеция участвует в течение двух недель — с 3 по 18 июня. На острове Утё в стокгольмских шхерах буквально плечом к плечу сражаются шведские, финские, американские, британские и немецкие солдаты.
Сегодня стреляют холостыми. По сценарию, противник — это организованная террористическая группа. В течение дня ее ликвидируют мультинациональные силы, которые в соответствии с мандатом ООН бьются за мир и демократию на острове.
Это лишь сценарий, но учения проходят в серьезных обстоятельствах, — реальная безопасность под угрозой после российской аннексии Крыма. Наращивание вооружений и агрессивное поведение России заставили шведский риксдаг увеличить оборонный бюджет страны, включая средства, которые выделяются на такие учения, как «Балтопс».
Формально Швеция сохраняет военный нейтралитет. Но политики разделились на два лагеря. Большинством голосов риксдаг подтвердил шведскую солидарность с соседними государствами, и армия готова защищать страну «самостоятельно и совместно с другими».
Самое тесное сотрудничество завязалось с Финляндией, и в случае войны оно принесет пользу. В маневрах на Утё шведский полк береговой артиллерии из Берги действует вместе с финской бригадой из Уусимаа. Они сформировали совместные десантные силы, команды отдаются на шведском языке.
На учениях «Балтопс» часто можно услышать и английскую речь, поскольку руководство осуществляется из штаба в Лиссабоне. Шведы с малыми боевыми судами «Стридсбот 90» (Stridsbåt 90) расположились на борту голландского корабля «Йохан де Витт» (HNMLS Johan de Witt).
«Общая цель — отработать взаимодействие шведских военно-морских, военно-воздушных и артиллерийских сил с НАТО в рамках мультинациональной операции», — сообщает командующий полком береговой артиллерии полковник Педер Ольссон (Peder Ohlsson).
На прошлой неделе министр обороны Петер Хультквист (Peter Hultqvist) подписал несколько документов в Вашингтоне и Лондоне. Речь шла об «улучшении возможностей действовать совместно». На Утё эти слова подтверждаются действиями. На горизонте виднеется вертолетоносец британских королевских вооруженных сил «Оушен» (HMS Ocean). Оттуда стартуют вертолеты «Апач» (Apache), которые обеспечивают защиту при высадке морских пехотинцев.
«Мы получаем защиту с воздуха, а вертолетами можно руководить с земли. Это современная артиллерия», — поясняет коммандер Челль Тёрнер (Kjell Törner) из бригады Уусамаа.
На самом острове небольшие группы американских десантников наступают в составе шведских подразделений. Вместо того чтобы передвигаться в своих боевых машинах на гусеничном ходу, они изучают шведский способ «захватывать территорию на своих двоих», то есть пехотный бой. Похоже, их это не пугает.
«Подготовка шведских военных на высшем уровне, они точны, их тактика очень эффективна», — рассказывает капитан Стивен Вэлентин (Steven Valentin) с военной базы Камп-Лежен в Северной Каролине.
На днях он с земли руководил двумя шведскими пилотами «Грипен», которые отрабатывали внезапную атаку на цели на соседнем острове. «Взаимодействовать со шведскими пилотами было очень легко и удобно. Никаких языковых сложностей не возникло. Тренировки, тактика, процедуры те же самые, что и у нас. Все прошло так же, как и дома с американскими пилотами», — констатирует Стивен Вэлентин.
А что, если он получит приказ отправиться в Швецию в момент кризиса? Ответ следует после секундной задержки: «Охотно. Ни капли не расстроюсь, если мне придется сражаться в составе их сил».
Шведское командование подчеркивает, что у стран сходные культуры, и сотрудничество проходит хорошо, хотя американцев и отличают некоторые организационные моменты. Американские и немецкие братья по оружию проявляют любопытство в связи с наличием женщин в шведских войсках. После разгрома противника все встречаются на пляже Стура санд, обмениваются сувенирами, сравнивают снаряжение. Там же и новый командующий шведскими ВМC Йенс Нюквист (Jens Nykvist).
«Эти учения многое дадут шведским военно-морским силам от солдат и матросов до высшего командования. Закладывается фундамент совместной обороны с другими странами. Эти учения очень важны, мы обсуждаем связи и вместе работаем над основными принципами».
Наблюдая учения, трудно поверить, что Швеция сохраняет военный нейтралитет
«Для нас, как и для других, важно отработать свои цели». — рассказывает Йенс Нюквист.
У НАТО тоже есть свои цели. Многие члены альянса посвятили себя иностранным мирным операциям, и воинам пустыни теперь надо научиться защищать страны НАТО на севере Европы.
«Для нас очень ценно побывать здесь, понять и изучить местность. Целое поколение молодых солдат служило в основном в Ираке и Афганистане и теперь должно осознать, что здесь все не так. Это очень сложный регион для военных действий, здесь сто тысяч островов и тесное водное и воздушное пространство», — рассуждает британский контр-адмирал Пэдди МакАльпин (Paddy McAlpine), заместитель руководителя учений «Балтопс».
Шведское сотрудничество с НАТО поддерживается большинством голосов в риксдаге, но все еще вызывает споры. Левая партия (Vänsterpartiet) крайне критически отнеслась к проведению учений «Балтопс» на территории Швеции.
«Мы считаем это звеном в процессе подгонки Швеции под стандарты НАТО и полагаем, что нейтралитет исчезнет, как только начнет расти риск напряженности и конфронтации в регионе. Мы считаем, что правительству следует отказаться от подобных учений в дальнейшем», — заявляет представитель партии по вопросам обороны Стиг Хенрикссон (Stig Henriksson).
«Балтопс» проводится одновременно с несколькими другими маневрами НАТО, что вызвало критику со стороны России. Руководитель учений вице-адмирал Джеймс Фогго (James Foggo), также посетивший Утё, отбрасывает все обвинения. Учений проводятся открыто на всех этапах, а вплоть до 2013 году Россия и сама принимала участие в «Балтопс».
«Мы развиваем свои навыки и готовы их применить, если это понадобится. Это были мирные учения, а не война. Мы здесь, чтобы обеспечить страховку нашим союзникам и сдержать любого, кто занимает агрессивную позицию по отношению к нашим соратникам и друзьям», — говорит Джеймс Фогго, который возглавляет и морские ударные силы НАТО, и шестой флот США.
Когда Швеция участвовала в учениях «Балтопс» в 90-х годах, военные вертолеты с американских судов не могли нарушать границы шведского воздушного пространства. Теперь маятник качнулся в другую сторону. Адмирал Фогго смог в деталях ознакомиться со шведской подводной лодкой, с корветом, он сам управлял малым судном «Стридсбот 90» и шел вместе со шведскими солдатами. Все это ставят ему в заслугу.
«Швеция — очень важный партнер НАТО. Пока еще не член альянса, ведь для шведского народа это политическое решение. Но профессионализм шведских вооруженных сил невероятно высок. Солдаты ваших ВМС — исключительные бойцы, и они отлично общаются и взаимодействуют с нашими солдатами. Я совершенно уверен, что если возникнет кризис, то вместе мы его решим», — утверждает Джеймс Фогго.
Швеция и Финляндия в учениях НАТО
Учения «Балтопс-2016» проходят в Балтийском море с 1971 года. В этом году Швеция участвует в них в 25-й раз. С 2015 года учениями руководит НАТО. Полигоном становится все Балтийское море.
С 3 по 18 июня на Балтике упражняются 15 стран-членов НАТО, а также Швеция и Финляндия. Всего в учениях участвуют 6 тысяч военных, 49 судов, три подводные лодки, 61 самолет и вертолет.
Швеция представлена в том числе подразделением береговой артиллерии, надводными кораблями из Третьей боевой флотилии, подводной лодкой «Халланд» (Halland), а также самолетами «Грипен».
Цель учений — отработать совместные действия международных сил, чтобы повысить безопасность и стабильность Балтийского региона.