Взаимные «сдержанные» сигналы, заявления Турции и России снизили напряжение — пусть хотя бы только на «вербальном» уровне, а точнее, только внешне.
Появились ростки надежды.
Конечно…
Чтобы это сближение обрело «глубину», стороны должны продолжать шаги навстречу друг другу.
К этому процессу подключились некоторые некоммерческие организации и бизнесмены, которых можно считать приближенными к президенту России Путину.
***
Россия продемонстрировала «удовлетворение» посланиями президента Турции Эрдогана и премьер-министра Йылдырыма (Yıldırım).
Турция приняла участие в приеме, который был дан в посольстве России в Анкаре по случаю Национального дня России 12 июня, — приняла, можно сказать, на высоком уровне, — в ответ на что Россия разрешила турецкому военному самолету совершить «разведывательный полет» в небе России.
Мы можем говорить о «потеплении» подхода.
Но…
Россия не перестает повторять об условиях, необходимых для того, чтобы страны вернулись к отношениям, в которых с 1998 года планка неуклонно поднималась:
1) Принесение извинений за российский военный самолет, который был сбит в воздушном пространстве Хатая.
2) Выплата компенсаций семьям погибших российских пилотов.
3) Компенсация стоимости самолета.
Это не те условия, которые Анкара может легко принять и выполнить.
Они во многом совпадают с условиями, поставленными Турцией перед Израилем после захвата судна «Mavi Marmara», хотя и есть определенные отличия.
Если, основываясь на этом сходстве, «тянуть время и готовить общественное мнение двух стран», могут возникнуть «промежуточные формулы».
Конечно…
Необходимо, чтобы позитивная атмосфера, которая возникла в последние дни на фоне встречных шагов сторон, сохранялась, и влияние на общественное мнение продолжалось.
***
Туризм, экспортная продукция, энергетика и в этой связи проект «Турецкий поток», по которому Россия будет передавать свой энергетический потенциал в Европу, и российские инвестиции в атомную энергетику Турции…
Все это важно.
И «диктует» двум странам сближение.
Кроме того, увеличивается вес США на Ближнем Востоке, особенно в значительной части старой Сирии.
С одной стороны, пояс курдских кантонов, протянувшихся вдоль турецкой границы…
С другой — доминирование сил, контролируемых США, на отнятом и отнимаемом у ИГИЛ обширном пространстве на территории Сирии зажимает Россию и правительство Асада, которое она поддерживает, в очень узкой зоне.
Россия, несмотря на наличие двух баз, не сможет достойно конкурировать на столь маленьком пространстве.
Точно так же…
Для Турции это образование — тоже серьезный предмет для беспокойства.
Прежде всего в качестве «угрозы» Турция рассматривает расположившиеся вдоль ее южной границы кантоны Партии «Демократический союз» (PYD), которую она называет продолжением Рабочей партии Курдистана.
А тот факт, что за этими силами стоят США, союзник Турции по НАТО, еще больше усиливает это беспокойство.
Негативную реакцию Турции вызывает то, что США с помощью карты PYD расширяют территории своего доминирования в Сирии и особенно метят в земли на западе от Евфрата.
Более того, самые авторитетные лица в Анкаре часто подчеркивают, что «не допустят этого, какой бы ни была цена».
В этих условиях интересы Турции и России в Сирии — в некотором смысле — совпадают.
Дипломатия и геополитика навязывают странам необходимость снова пересмотреть свои отношения в позитивную сторону.