Когда в марте 2014 года Россия захватила Крым, на интернет-страницах российских СМИ вскоре начали публиковать значительно больше статей о Финляндии, а их тональность стала более критичной. Так считает журналист Ярмо Мякеля (Jarmo Mäkelä), много лет проработавший в финской телерадиокомпании Yle. В эту пятницу журналист стал колумнистом финской газеты Helsingin Sanomat. Работая в Yle, он шесть лет следил за тем, что пишут о Финляндии в российском сегменте интернета.
«Теперь я буду продолжать заниматься этим в газете Helsingin Sanomat», — говорит Мякеля.
Итак, количество статей, посвященных Финляндии, увеличилось. «Значительно», — говорит Мякеля.
«Это свидетельствует о том, что по какой-то причине мы вызываем большой интерес. И у российской аудитории пытаются целенаправленно создать определенное представление о Финляндии».
«Статьи, посвященные внешней политике и политике безопасности Финляндии, если к ним также относить тему миграционного кризиса, формируют на данный момент примерно половину всего материала о стране, хотя раньше подобных статей было всего две или три в месяц».
Тональность таких статей стала более критической, говорит Мякеля.
«Еще пять лет назад тональность была слегка юмористической и с оттенком уступчивости. Статьи, оценивающие Финляндию и действия страны, будь то экономика, политическая линия или культура, писали очень редко».
Мякеля начал изучать интернет-страницы российских СМИ шесть лет назад, когда в российских новостях поднимались случаи изъятия детей финскими органами опеки.
Тогда в Yle возникла идея систематически отслеживать, что в России пишут о Финляндии. Мякеля согласился заниматься этим на добровольной основе. Так появилась интернет-колонка и радиопередача «В российском интернете».
«Я ежедневно собираю материал. За месяц набирается приличное количество».
Часто небольшие источники составляют большие и интересные тексты о Финляндии. Крупные источники рассматривают Финляндию более кратко, но их материалы оказывают большее влияние на общественное мнение. Мякеля говорит, что часто нервничает, когда ему надо подчеркнуть это различие в своих собственных текстах.
Журналист просматривает и интернет-страницы важнейших российских телеканалов. Мякеля не смотрит телепередачи, но он заметил, что на практике весь важный материал попадает и в интернет.
«В России общее мнение формируется при помощи телевидения. Печатные СМИ в этом отношении играют второстепенную роль».
Мякеля впервые отправился в качестве корреспондента Yle в Москву в 1982 году. Он учил в университете русский в качестве непрофильного предмета, кроме того, Yle оплатили частного преподавателя по русскому.
С тех пор он профессионально следил за новостями страны-соседа, правда, иногда не очень активно.
Многие считают, что взаимозависимость и глобализация экономики предотвращают конфликты, в том числе и между Россией и Западом, потому что они обошлись бы слишком дорого.
«Ничего подобного не произошло, наоборот, после непродолжительной оттепели напряжение вновь начало усиливаться», — говорит он.
«Летом 2014 года я принял участие в мероприятии, о котором я составил письменные записи. В них говорится, что курс России безвозвратно переменился с демократии и, очевидно, на самодержавие. Тогда в это никто не поверил».
Он считает, что мечта президента Владимира Путина — прийти к переговорам, по итогам которых мир вновь будет разделен на сферы влияния держав по образцу Ялтинской конференции 1945 года. Журналист, однако, относит себя к школе, считающей, что у России нет большой стратегии, при помощи которой этой цели можно было бы достичь.
«Все решения являются результатом краткосрочной тактики».