Весенняя пора в турецко-российских отношениях дала надежду на будущее. Анкара определила дорожную карту с целью вернуть отношения к старым временам. Турция, планирующая пройти этот путь при встречных шагах с российской стороны, не считает нужным посредничество третьих стран и полагает, что так процесс будет двигаться быстрее. Конечная цель — до 15 декабря вернуться к прежнему уровню отношений.
Один за другим последовали шаги на пути к нормализации турецко-российских отношений, вступивших в кризис после уничтожения российского самолета, зашедшего в турецкое воздушное пространство. Анкара, нацеленная на возвращение к старым временам на основе взаимных действий, разработала дорожную карту из девяти пунктов.
Так, чтобы взаимодействие народов двух стран на прежний уровень будут задействованы средства коммуникации, прежде всего СМИ и НКО. Цель — к 15 декабря вывести отношения двух стран на самый высокий уровень, как в период до кризиса с уничтожением самолета. В первые три месяца этого полугодичного процесса Анкара будет направлять высокопоставленных представителей соответствующих ведомств на все мероприятия и встречи в России. К 1 сентября будет оценен размер ущерба, понесенного в экономической, политической, культурной, социальной сферах.
Встречные теплые сигналы
В Кремле ответили на послание, которое президент Тайип Эрдоган направил президенту России Владимиру Путину с пожеланием «вывести наши отношения на заслуженный уровень». Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков отметил: «Мы хотим благоприятных отношений и нормализации с Турцией. Мы желаем возвращения к периоду доброго взаимовыгодного сотрудничества. Но Анкара должна сделать необходимые шаги». После обмена теплыми сигналами Турция планирует предпринять следующие шаги, чтобы отношения двух стран вступили в процесс нормализации.
2. Участие на высоком уровне в мероприятиях в России. В первые три месяца полугодичного процесса, который продлится до декабря этого года, Анкара будет направлять высокопоставленных представителей соответствующих министерств на все мероприятия и встречи, которые состоятся в России. Это участие может быть на уровне заместителей министров, советников, генеральных директоров.
3. Оценка ущерба. Важной вехой в процессе нормализации отношений станет 1 сентября. К этой дате будет оценен ущерб, понесенный в экономической, политической, культурной, социальной сферах. В последующие три месяца будет внесен вклад в создание сети взаимодействия с российскими коллегами с тем, чтобы преодолеть этот ущерб и вернуть ситуацию в нормальное русло прежде всего в политической и экономической сферах.
4. Средства коммуникации. Чтобы вывести взаимодействие народов двух стран на прежний уровень, будут задействованы средства коммуникации, прежде всего СМИ и НКО.
5. Публичная дипломатия. Для развития отношений с дружественной, соседней Россией будут проведены работы в области публичной дипломатии, прежде всего в медиасфере. Прежде всего будет сделан акцент на том, что падение самолета произошло в результате ошибки российского пилота, при этом нормализации отношений в столь напряженный период будет способствовать открытость каналов для диалога и дипломатии. Также будет говориться о том, что после распада СССР Турция заняла сторону российского народа, и теперь благодаря сложившимся в Турции родственным связям отношения между народами двух стран стали семейными. Кроме того, внимание будет обращаться на усилия, предпринимавшиеся совместно с Россией в тюркоязычных республиках после распада СССР для развития этих государств. Вместе с тем будет обеспечена поддержка турецкой киноиндустрии в России.
6. Координация усилий. В силу нынешних изменений в министерстве иностранных дел над вопросом об отношениях с Россией будет работать отдел, занимающийся Ближним Востоком (Сирией).
7. Вклад «рабочей группы». Для нормализации отношений с Россией и их выведения на высокий уровень будет создана рабочая группа, в которой будут представлены разные институты.
8. Привлечение бизнес-союзов. Внимание будет обращено на важность поддержки процесса нормализации отношений со стороны таких крупнейших бизнес-ассоциаций, как Союз палат и бирж Турции (ТОВВ), Ассоциация турецких промышленников и бизнесменов (TÜSİAD), Ассоциация независимых промышленников и бизнесменов (MÜSİAD).
9. Без посредника. Ранее желание выступить в качестве посредника в нормализации отношений изъявляли две страны, но Анкара планирует начать прямые переговоры с Москвой и полагает, что участие посредника замедлит процесс переговоров. Из-за неудачного примера посредничества в процессе нормализации турецко-израильских отношений господствует точка зрения о том, что без страны-посредника процесс в отношениях с Израилем шел бы гораздо быстрее.