В крупных российских городах на пике моды авторское пиво. Некоторым кажется, что это ответ на смертоносное водочное пьянство в стране. К сожалению, они принимают желаемое за действительное.
Crafter Bar, открывшийся чуть меньше года назад в небольшом переулке у центральной улицы Тверская, стал еще одним проявлением стремительно растущего тренда в российских мегаполисах.
Тогда существовало уже более дюжины пабов, пытающихся угодить моде на увлечение пивом среди московской молодежи. Теперь количество баров с крафтовым пивом выросло в три раза — примерно, ведь сложно посчитать все хипстерские бары, которые возникают как из-под земли.
«Вот куда надо приходить за крафтовым пивом. Думаю, завтра мы тоже придем», — говорит 26-летняя Дамара, которая с друзьями приехала в Москву из Санкт-Петербурга.
В модных районах центральной Москвы пивные заведения стали привычным зрелищем. Некоторые говорят, что этот тренд бросает вызов русской водочной культуре, печально известной на весь мир. Сейчас в России появляется все больше маленьких местных пивоварен, и многие популярные сорта в Crafter Bar, такие как Red Sails и Atomic Laundry, — российская продукция (пивоварни Victory Art Brew и Jaws).
Мягко говоря распространенная традиция пить водку — один из самых устойчивых стереотипов в отношении России. Интернет полон шуток на эту тему и видеоклипов, показывающих мертвецки пьяных русских в смешных (читай: опасных) ситуациях.
Вероятно, Путину это не по душе, но стереотип имеет основания. Употребление алкоголя — во многом одна из серьезнейших проблем для страны.
Конечно, это плохо для здоровья российского народа, но проблема проявляется и в более широком смысле — в уличном насилии, избиениях женщин, смертельных несчастных случаях на работе.
Немало экспертов описывают ситуацию как катастрофическую, и это понятно: по данным разных учреждений, до 500 тысяч россиян ежегодно умирают по причинам, связанным с алкоголем, как пишет «Интерфакс». 30 % смертей среди мужчин и 15 % среди женщин происходят из-за пьянства.
«По мнению специалистов, алкоголь в России становится причиной преждевременной смерти более полумиллиона человек в год», — сообщала российская организация по защите прав потребителей Роспотребнадзор в середине января.
При этом формальные цифры показывают снижение потребления алкоголя. По официальной статистике, с 2009 по 2014 год русские стали выпивать примерно на одну десятую меньше. Средний объем потребляемого алкоголя на одного россиянина снизился за этот период с 9,1 до 8,3 литров. Количество зарегистрированных алкоголиков уменьшилось на 28 %. Цифры настолько удивительны, что мало кто действительно в них верит.
Все эти официальные данные надо принимать с основательной долей скепсиса, считает сотрудница аналитического центра In Modern Russia Ольга Хвостунова. Этот центр возглавляет сын оппозиционного олигарха в изгнании Михаила Ходорковского.
«Многие исследователи скептически относятся к официальным цифрам, ведь они не учитывают самогон, да и далеко не все алкоголики зарегистрированы. Некоторые описывают проблемы России с алкоголем как „гуманитарную катастрофу“ или „эпидемию“, но получить действительно достоверную картину крайне сложно», — говорит Хвостунова.
Российское государство пытается бороться против пьянства. Одной из наиболее заметных мер стал запрет на круглосуточную продажу алкогольных напитков в магазинах и ларьках. С 23:00 до 06:00 спиртное не продается, во всяком случае, в тех магазинах, которые аккуратно соблюдают закон.
Так что сейчас нередко можно увидеть молодых (и не только) людей, которые в 22:54 нетерпеливо топчутся у кассы с бутылкой водки в одной руке и ингредиентами для коктейля в другой.
Кроме того, в России существует своего рода регуляция цен на алкоголь: государство устанавливает минимально возможную цену на пол-литровую бутылку водки. На этой неделе она как раз возросла с уровня 23 до примерно 24 шведских крон.
Сам президент Владимир Путин добился некоторых успехов в борьбе с пьянством, создав себе образ здорового и спортивного лидера-мачо.
Путин — прямая противоположность своему предшественнику Борису Ельцину, известному пьянице. Ельцин был непопулярен не только из-за способов, которым пытался проводить политику экономической либерализации в 90-е, но и по причине публичных выступлений в нетрезвом виде. Путин не убежденный трезвенник, но он не ведет себя, как Ельцин.
«Это стало отличным дополнением к образу Путина как сильного мужчины, но это не главное», — комментирует политический аналитик Ольга Хвостунова. Она добавляет, что привычки Путина редко становятся достоянием общественности.«О личной жизни Путина почти ничего не известно, так что кто знает, сколько он пьет».
Глобальная экономика играет особую роль в активизации производства российского пива. Во время долгого периода экономического роста многие москвичи приобрели весьма утонченные привычки. Теперь знатоки пива страдают от падения мировых цен на нефть и антироссийских санкций.
«Российское авторское пиво интересно тем, кто хочет попробовать что-то новое, а из-за курса валют покупать зарубежное пиво стало очень дорого», — объясняет 27-летний Александр, завсегдатай Crafter Bar.
Но давно известно, что привычки состоятельных москвичей не отражают ситуацию в остальных частях России. Более объективный анализ показывает, что мода на пиво авторских сортов локальна, и ни о какой алкогольной революции речь не идет.
На большей части территории России на пике популярности по-прежнему водка, дешевое светлое пиво и самогон. В результате кризиса употребление самогона среди беднейших слоев населения резко возросло.
«Нет, не думаю, что культура употребления алкоголя заметно изменится. В 30 километрах от Москвы по-прежнему пьют самогон. Пиво — это мода, которая, вероятно, скоро уйдет. Русские очень любят модные тренды», — констатирует Александр.
Еще одним гвоздем в гроб оптимистов политики трезвости и здоровья стало предостережение Роспотребнадзора об алкоголизме среди молодежи. Очевидно, что и пиво — не самый здоровый напиток.
«Статистика последних лет показывает, что молодые люди приобретают алкогольную зависимость за счет пива и других слабоалкогольных напитков», — заявила федеральная служба зимой.
Другими словами, надежды на модную пивную культуру как панацею от эпидемии пьянства — всего лишь попытка выдать желаемое за действительное.
К тому же, самым модным россиянам пиво уже надоело. Еще в прошлом году журнал «Афиша» заявил, что отказывается писать рецензии на все крафтовые бары, которые открываются каждую неделю.
Вместо этого начинают входить в моду легальные варианты спирных напитков домашней перегонки. Какая ирония: в нынешние кризисные времена и самые бедные, и наиболее обеспеченные россияне тянутся к самогону.