В последнее время ведутся дебаты о том, как нам следует относиться к чужим религиозным привычкам и поведению, нарушающему шведские нормы. Раздельные сеансы для мужчин и женщин в бассейне Бутчюрки, политики, которые не трогают женщин, хиджабы и тюрбаны.
Запутанные дебаты
Дебаты обычно безнадежно запутаны. Одна из главным причин тому — люди редко различают гражданские права индивида и обязанности и общественную деятельность государственных учреждений. Например, шеф кадровой службы полиции Южного региона Анн Сильберски-Исакссон (Ann Silbersky-Isaksson) заявила вечером в понедельник на SVT Nyheter Skåne:
«Конечно, равноправие для нас очень важно, но свобода вероисповедания значит исключительно много. В данном случае она перевешивает».
«Данный случай» — это работник паспортного контроля, который отказался пожимать руки женщинам.
Параграф 2 в Первой статье конституции гласит: «Государство должно трудиться, чтобы все люди могли быть частью общества и достичь равноправия… Государство должно препятствовать дискриминации на основании пола, цвета кожи, национального или этнического происхождения, языковой или религиозной принадлежности, ограниченных возможностей, сексуальной ориентации, возраста или других личных качеств».
Другими словами, сотрудник государственного учреждения, который по-разному обращается с людьми на основании их пола, нарушает конституцию. Полиции следовало бы это знать. Представьте, что некто заявляет, что «отказывается пожимать руку черным по причине мировоззрения» или ссылается на религию, чтобы не притрагиваться к гомосексуалистам. Было бы это приемлемо? Разумеется, нет. Таким образом, становится ясно, что речь идет именно о дискриминации, в данном случае женщин. Совершенно неприемлемо для работника государственной службы.
Общественная деятельность должна быть нейтральной
Будучи гражданами страны, мы как индивиды получаем право на свободу вероисповедания «в государстве» (Вторая глава, параграф 1), но это совсем другое дело. Само государство не обладает свободой веры. Напротив, службы и общественные органы должны быть нейтральны и противодействовать дискриминации и неравному обращению. Когда человек как индивид работает в государственном учреждении, он представляет государство и должен действовать согласно конституции. Кто не согласен, может искать другую работу.
Если работнику паспортного контроля на службе дозволяется по-разному обращаться с мужчинами и женщинами, то как установить границы? Однозначного определения религии не существует, и конституция дает право на «иное мировоззрение». Позволим ли мы врачам с «иным мировоззрением» отказаться осматривать женщин? Путь учителя отказываются общаться с гомосексуальными подростками, в отличие от гетеросексуальных, если их религиозные убеждения говорят, что гомосексуализм — это грех и порождение дьявола? Ответ на эти вопросы, как и на вопрос о том, можно ли сотруднику паспортного контроля по религиозным причинам обращаться с женщинами иначе, чем с мужчинами, очень прост: нет.
Свобода веры — личное дело каждого, а не свойство властей, и конституция страны отчетливо проводит эту грань.
Стаффан Линдберг — профессор политологии, председатель Института разновидностей демократии при Гётеборгском университете, член университетского правления, научный сотрудник Академии Валленберга.