Премьер-министр Японии Синдзо Абэ разливает всем присутствующим вино. Круглый стол уставлен различными угощениями: тушеные местные морские ушки, омары, филе из говядины Мацусака. Во время банкета беседа глав стран G7 становится все более эмоциональной.
26 мая. Эти события происходили во время ужина на саммите G7 в Исэсима. Главы некоторых стран выпили по несколько бокалов вина из префектуры Нагано и сакэ.
О том, кто и что сказал во время саммита, нет никакой информации. Однако, если проанализировать ситуацию, можно прийти к выводу, что обсуждение было достаточно откровенным. Особую полемику вызвали меры в отношении России.
Как взаимодействовать с администрацией Путина, которая несет ответственность за гражданскую войну на Украине? Происходит столкновение интересов между США, которые заняли жесткую позицию в отношении России, и Японией, а также Европой, которые пытаются прийти к диалогу с ней. Произошло непредвиденное событие: политика в отношении России вызвала горячие споры даже между главами европейских стран, которые, казалось бы, выступали единым фронтом.
«Надо активнее общаться с президентом Путиным», — заявил руководитель одной из стран. Когда он произнес это, лидер одного европейского государства, хорошо знакомый с Россией, возразил ему: «Не хотелось бы, чтобы вы легко заявляли об этом, не зная Путина».
Подобный диссонанс возникает в результате того, что, проводя жесткую политику расшатывания, Путин будто насмехается над Японией, США и Европой.
Кремль ведет себя агрессивно по отношению украинской проблемы, в то время как в Сирии, где обжегся Запад, он способствует мирному урегулированию. Подобная нетривиальность России озадачивает даже экспертов министерства обороны США.
«Численность их населения снизилась, а страна ослабла. Однако они, как всегда, проводят первоклассную дальновидную политику».
В то же время сторонам удалось прийти к единой позиции по китайской проблеме в Южно-Китайском море. На прошлогоднем саммите Япония и США, с одной стороны, и европейские страны, находящиеся далеко от Азии, с другой, не пришли к единому мнению, однако в этом году ситуация изменилась.
«К нарушителям международных морских правил нужно относиться со всей серьезностью. Я хочу, чтобы мы ясно дали им это понять», — предложил премьер Абэ, председательствоваший на саммите. Никто не только не возразил, напротив, участники стали обсуждать то, как заставить Китай соблюдать международные правила.
Представители европейских стран выразили недовольство по поводу присоединения к Азиатскому банку инфраструктурных инвестиций (AIIB): «Пока нет никаких плюсов».
Поскольку Япония была страной-председателем на саммите, ей было проще выделить больше времени на обсуждение проблем, связанных с Китаем. При этом европейские страны несколько остыли по отношению к Китаю, хотя раньше они рассматривали торговые связи с ним с большим энтузиазмом.
Лидирующим индикатором являются действия Франции. В начале июня министр обороны Франции Жан-Ив Ле Дриан (Jean-Yves Le Drian) обратился с призывом к европейским странам с тем, чтобы разместить в Южно-Китайском море военные корабли. В ближайшее время будет предложен конкретный план действий.
В отличие от Великобритании, Франция сохранила базу ВМС в южной части Тихого океана. Присутствие китайских ВМС в Индийском океане, а также строительство военно-морской базы в районе Джибути, раздражает Францию. «Наш тихоокеанский флот курсирует по Южно- и Восточно-Китайскому морям. Также мы проводим совместные учения с азиатскими странами. Если Китай нарушит морские правила, мы не останемся в стороне», — говорит представитель министерства обороны Франции.
Великобритания также рассматривает возможность военного присутствия в Азии. Этой осенью она впервые направит истребители в Японию и проведет здесь совместные учения.
Японии, США, а также европейским странам, находящимся далеко друг от друга, непросто выработать единую стратегию в Азии. Однако если им удастся хотя бы немного улучшить политику в отношении Китая, геополитическая карта Азиатско-Тихоокеанского региона изменится.