Вряд ли одновременные крупные учения России и оборонного альянса НАТО можно назвать случайностью. Учения направлены друг против друга, потому что, хотя каждая сторона и утверждает, что отрабатывает меры против гипотетического врага, мало кто сомневается, кто стоит за этим определением. Согласно отлично усвоенному и многим уже знакомому обыкновению, и Россия и НАТО, проводя собственные учения, осуждают маневры противоположной стороны. Так, специалисты британского аналитического центра European Leadership Network в прошлогоднем докладе представили не очень скандальный анализ:
«Россия готовится к конфликту с НАТО, а НАТО готовится к потенциальной конфронтации с Россией».
Однако это не обычная практика. С тех пор как Россия аннексировала, то есть захватила, украинский Крымский полуостров, в Европе создалась, мягко говоря, напряженная ситуация. Способ, который применила Россия, западные страны осудили как шокирующее и незаконное вторжение. И не только, о чем регулярно говорят разного рода эксперты.
Сейчас российской армий действительно нужен тщательный пересмотр оснащения и резервов. Элитные войска и высокотехнологичные подразделения, такие как военно-воздушные силы, работают как хорошо смазанный механизм, особенно после российского вмешательства в дела Сирии и Украины. Но сотни и сотни тысяч резервистов, часть которых еще помнят Красную армию, — это совсем другое дело. Так что надо остерегаться делать слишком поспешные выводы, в которых любая российская активность — это сигнал Западу.
Однако большие внезапные военно-морские учения имеют не только чисто практические цели. Пожалуй, опасения о судном дне, когда Россия и НАТО будут биться друг против друга, не слишком мотивированы, и не стоит преувеличивать имеющиеся противоречия и риски. Но ситуация все же опасна, и нам по печальному опыту известно, что напряженность может усугубиться быстро и непредсказуемо.
Один из серьезнейших рисков заключается в том, что подготовка войск и необъявленные учения сами по себе формируют конфликт, который подразумевают. Это своего рода самоисполняющееся внешнеполитическое пророчество.
Политики с обеих сторон охотно подчеркивают необходимость снизить градус напряжения и нейтрализовать конфликт, вместо того чтобы способствовать его развитию. Но для этого не предпринимается почти никаких практических мер.
Хочешь мира — готовься к войне, гласит старая латинская пословица. Но, с учетом все менее стабильной ситуации в Европе, это изречение уже не кажется истиной в последней инстанции. К тому же, никто не желает отступить или показать себя слабым, так что бряцание оружием продолжается.