Пропаганда и дезинформация — совершенно обычное дело здесь, пишет московский корреспондент Пер Андерс Юхансен (Per Anders Johansen). Частью его работы является отслеживать кремлевское телевидение. Это абсурдный, темный и параноидальный мир.
Вот несколько коротких зарисовок темной стороны недели, в добавление к репортажу о браках между людьми и животными, показанному на канале «Рен ТВ».
На новостном канале «Россия 24» показаны кадры с немецкими солдатами на учениях НАТО «Анаконда — 2016» с вставками кадров военного времени с солдатами СС. Телеведущий риторически шутит о том, что НАТО и немцы хотят завоевать все пространство до Черного моря.
После этого следует длинный репортаж о нацистах, марширующих в Германии, и материал об английских педофилах.
Неудивительно, что мои московские друзья советуют мне прекратить смотреть телевизор.
Немцы и русские как партнеры и соперники
Немецкие дипломаты испытали шок, когда отправились в Калининград 9 мая, чтобы отметить победу Советского Союза над нацистской Германией.
Местные СМИ представили дипломатов как шпионов, в то время как германско-российский дом был назван гигантским разведцентром. Немцы внимательнее, чем кто-либо на Западе, следят за тем, что происходит в России. Поэтому так важны дебаты, которые сейчас проходят в Германии.
Кремлевские политтехнологи делают, что хотят
Когда Die Welt пишет, что Россия теперь «соперник», это используется в Москве для подтверждения кремлевской картины мира:
«Все выступают против русских. Даже немцы смотрят теперь на нас как на врагов».
Последние учения НАТО в Польше еще больше укрепляют Путина в этом мнении.
Так медийное колесо делает круг за кругом.
«Мы только даем альтернативную новостную картину», — заявляют «Россия сегодня» и «Sputnik».
Разница состоит в том, что у политтехнологов Кремля нет силы противодействия. У них нет преград. Они могут непосредственно диктовать на летучках редакторам, что делать. Цель работы кремлевских политтехнологов состоит в том, чтобы Путин сохранил власть.
Россия за экраном телевизора
Когда дезинформация становится слишком грубой, важно помнить, что расстояние между телевизионными программами и обычно жизнью в России составляет световые годы.
Хотя для 8 из 10-ти граждан России телевизор является важным источником новостей, согласно результатам опросов общественного мнения, проведенных Левада-центром, 59% говорят, что они не верят в то, что им преподносят на телевизионном экране.
Согласно последней медийной тенденции, русские возвращаются к тому, чтобы использовать друзей и семью в качестве источника информации, как это было в советское время.
Обычные россияне мечтают о том, чтобы закончился экономический кризис, и чтобы у них опять появилась возможность проводить отпуск в Италии или Турции.
Маленькие исчезающие точки света
Немцы признают, что Путин хочет ослабить НАТО и ЕС, поддерживает экстремистские правые партии и хочет отделаться от Меркель.
Тем не менее, 6 из 10-ти немцев, согласно данным института общественного мнения Pew, считают, что гораздо важнее иметь хорошие экономические связи с Россией, чем занимать жесткую позицию во внешнеполитических склоках.
Думаю, что прагматические руководители в Берлине сделают вывод о том, что пришло время сохранять трезвую голову.
Кроме того, есть много мелких признаков того, что уровень конфликта между Россией и Западом, видимо, уже начал снижаться. Усилился диалог, политики начали опять вести переговоры друг с другом, заключаются мелкие и крупные торговые договоры. На Украине начали обмен заключенными.
Эпоха дезинформации
Поток абсурдных телевизионных новостей продолжается в московской квартире. И согласно моим ожиданиям, наконец, на экране появляется Путин. Это нормально, это происходит во время каждой передачи.
Как телезритель, я вздыхаю с облегчением…
Он появляется как размышляющий и ответственный человек, спасающий меня от хаоса. Вот так действует путинизация. Но это не означает, что я завтра совершу нападение на Латвию…
Думаю, что дезинформация сейчас более распространена, чем 15 лет назад. Ложь легче распространять, когда СМИ управляются кликой, поток новостей из Facebook’а определяется алгоритмами.
Каждый день я получаю комментарии читателей из Норвегии, которые в самом деле верят, что «Россия сегодня» и «Sputnik» являются такими же серьезными источниками, как BBC, Aftenposten или NRK.
Мы медленно вползаем в действительность цинизма и недоверия. Здесь русские находятся уже давно. Мир, в котором больше нет ничего истинного. И где может произойти все, что угодно.