После Международного экономического форума в Санкт— Петербурге Владимир Путин не уехал из родного города. Он дождался там президентов Армении и Азербайджана Сержа Саргсяна и Ильхама Алиева, чтобы обсудить возможности урегулирования карабахского конфликта. В итоге они приняли совместное заявление, главная идея которого состоит в том, что собираться в таком узком кругу иногда удобнее, чем вместе с посредниками из ОБСЕ.
Хорошо, что не стреляют
Хочется одновременно и плакать, и смеяться, когда некоторые европейские и даже российские издания пишут, что вот сейчас, в результате хитроумного плана, который госсекретарь США Джон Керри на гитаре наиграл министру иностранных дел России Сергею Лаврову, разрешится карабахский конфликт. Вера в конспирологию, к сожалению, так глубока, что многим кажется: соберутся лидеры тесным кружком на обед и уже за кофе подпишут мирное соглашение, где будут учтены все взаимные претензии и проблемы.
Но знает ли кто— то из подобных комментаторов, что в Нагорном Карабахе и Азербайджане до сих пор работают материнские комитеты? Матери солдат, пропавших без вести 20— 25 лет назад, все еще верят, что их дети — в плену, и что, несмотря на отсутствие помощи властей, есть шанс при помощи такой «семейной дипломатии» вернуть на родину взрослых мужчин, уходивших на фронт молодыми ребятами. И это только одно из непривычных для «диванных» геополитиков измерений карабахской войны, которая, к сожалению, до сих пор не закончена. Как известно, между армянской и азербайджанской сторонами нет мира — действует всего лишь перемирие. И оно, к тому же, регулярно нарушается. Всего каких— нибудь два с половиной месяца назад, в первых числах апреля, дело вновь дошло до полномасштабных военных действий, гибли люди.
Так что смешно разочарование подобных «стратегов» тем, что Ильхам Алиев и Серж Саргсян при посредничестве или, как говорят некоторые, под давлением Владимира Путина не договорились. И грустно от того, что никто не принимает всерьез усилия дипломатов, благодаря которым лидерам двух воюющих по сути дела стран вновь удалось сесть за стол переговоров и подписать совместную декларацию.
Декларация о намерениях
Конечно, подписанный в Санкт— Петербурге документ практически ничего не значит, точнее, в нем нет почти ничего нового. После апрельского обострения президенты Армении и Азербайджана отмечают важность регулярных контактов и говорят о достижении взаимопонимания «по ряду вопросов», решение которых могло бы помочь начать настоящее урегулирование проблемы в будущем. И уже этому стоит порадоваться.
Единственное же новшество в том, что было решено продолжить встречи в таком мини— формате в дополнение к работе Минской группы ОБСЕ, в состав которой входят восемь стран, включая Турцию и государства ЕС, а сопредседателями являются Россия, Франция и США.
С одной стороны, это явная уступка Азербайджану, который тяготится минским форматом, поскольку, по мнению дипломатов из Баку, Франция и Соединенные Штаты симпатизируют скорее Армении. С другой, такие трехсторонние встречи усиливают и без того значительную роль России в урегулировании конфликта в Нагорном Карабахе. А ее азербайджанские СМИ тоже частенько обвиняют в предвзятости. В конце концов, не стоит забывать о российской военной базе на территории Армении.
Но даже тут не стоит обманываться, потому что российские дипломаты не желают в одиночку разбираться с хитросплетениями карабахского кризиса. Им бы, разумеется, хотелось бы, чтобы в случае успеха все лавры достались именно Москве. Но на самих переговорах очень удобно, когда за спиной у тебя стоят такие «монстры», как США и Франция. На них можно сослаться, а иногда их мнением можно и припугнуть, несмотря на все сложности отношений Кремля с Западом. Именно поэтому, скорее всего, одновременно с закреплением тройственного формата Сергей Лавров также заявил о том, что удалось добиться согласия на увеличение численности наблюдателей ОБСЕ в зоне конфликта.
В сухом остатке
В общем и целом надо просто сказать: слава Богу, что Алиев и Саргсян встретились, даже если Кремль и получит за счет этого какие— то дополнительные внешнеполитические дивиденды или невидимые рычаги давления на Армению или Азербайджан. А через сколько десятилетий стороны действительно договорятся о чем— то серьезном — не так уж важно. Лишь бы в Карабахе больше не стреляли.