Введение Россией санкций и ограничения на поставку турецких овощей и фруктов вряд ли достигли своих «воспитательных» целей, полагают в Российской академии народного хозяйства и государственного управления (РАНХиГС).
В Турции от эмбарго больше всего пострадали производители огурцов, которые не смогли перенаправить свою продукцию в другие страны. А вот производители помидоров и других овощей, по мнению академии, переориентировались на другие рынки, например, на Белоруссию и Азербайджан.
Всего в России в год производится около 117 килограммов овощей на одного человека. Страна при этом импортирует в год около 20 килограммов на одного человека. Всего за год в России потребляется около 126 килограммов овощей на человека.
Решение о введении эмбарго на поставки ряда турецких товаров в Россию правительство приняло в конце прошлого года после инцидента с российским самолетом Су-24, сбитым турецкой стороной.
В течение 2016 года Россия продолжала ограничивать ввоз овощей из Турции, объясняя это фитосанитарными причинами. Таким образом был ограничен ввоз перца, гранатов, баклажанов, кабачков и тыквы, не попавших под эмбарго.
До принятия ограничений Россия в основном зависела от поставок из Турции томатов, винограда и мандаринов, которые занимали существенную долю на рынке. Причем часто цены на некоторые турецкие товары были ниже российских.
В РАНХиГС сомневаются в эффективности «воспитательного» характера санкций, введенных против Турции или других стран. Из-за девальвации рубля в России резко подорожала импортная продукция, а россияне резко сократили спрос. Это поставило в неблагоприятные условия всех импортеров и ограничило эффект от санкций. В невыгодном положении оказались все торговые партнеры России.
Среди тех, кто все-таки выиграл от санкций, оказалась Белоруссия. Несмотря на схожесть климатических условий, страна нарастила поставки в Россию многих теплолюбивых культур, включая черешню, киви и клубнику. Параллельно Белоруссия увеличила импорт многих овощей и фруктов, что, по мнению экспертов, скорее всего, свидетельствует о реэкспорте.
В 2015 году, по данным РАНХиГС, на Турцию приходилось 57,7% импорта томатов. В 2016 томаты из Турции в Россию не импортировались. Место Турции заняла Марокко, на которую пришлось 56,6% стоимостного объема поставок в этом году. Нарастили поставки в Россию в этом году Азербайджан, Египет и Китай.
Продукция всех этих стран стоит дороже турецких помидоров. Томаты из Марокко, по расчетам РАНХиГС, оказались на 47% дороже турецких.
При этом турецкие производители томатов смогли переориентировать экспорт на другие страны, полагают эксперты. После введения эмбарго страна резко нарастила экспорт томатов в Белоруссию, Азербайджан и Израиль. В РАНХиГС пишут, что Турция нарастила поставки в страны, которые активно сотрудничают с Россией.
Баклажаны, кабачки и тыква
Запрет на ввоз баклажанов, кабачков и тыквы из Турции был введен в мае этого года по фитосанитарным причинам. Пока вряд ли эти ограничения серьезно повлияют на российский рынок, так как летом турецкие овощи не пользуются популярностью. Они дороже овощей, выращенных в России и ближайших странах.
В 2015 году в Россию из Турции было ввезено 5,1 тыс. тонн баклажанов. За три месяца этого года — 528 тонн. Доля Турции в весовом объеме ввезенных баклажанов снизилась с 26% в 2015 году до 19% в 2016 году. При этом турецкие баклажаны в последние годы существенно подорожали, так как предложение на рынке остается ограниченным из-за эмбарго, введенного Россией против стран Европы.
Поставки баклажанов в Россию резко увеличила Белоруссия, которая в прошлом году завозила их в два раза больше, чем Турция. Правда, баклажаны в Белоруссии почти не растут — страна параллельно увеличила их импорт.
Турция является также основным импортером в Россию кабачков и тыквы, однако в основном Россия сама себя обеспечивает этими овощами. Поэтому введение запрета на российских потребителей вряд ли повлияет, считают в академии. То же самое касается и турецких производителей, которые легко смогут переориентировать свои поставки, уверены в РАНХиГС.