Выход Великобритании из Европейского союза (так называемый Брексит) станет серьезным ударом по Китаю — и экономически, и политически. По этой причине Пекин тихо, но решительно ему противостоит.
Почему, по мнению американского журнала The National Interest, Китай так сильно тревожится по поводу последствий Брексита? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понять, почему отношения с Великобританией для Китая так важны. Журнал привел три причины.
Во-первых, Китай надеется при помощи своих все более тесных отношений с Великобританией влиять на политику ЕС по отношению к Китаю. В связи с давлением со стороны США и Японии Китай в поиске экономических перспектив все больше поворачивает свой курс в сторону ЕС. Такой поворот является важной движущей силой в стратегии Пекина «Один пояс и один путь» (Выдвинутая Китаем инициатива по созданию объединенных проектов «Экономический пояс Шелкового пути» и «Морской Шелковый путь XXI века»). В этом контексте Пекин уже развивает более тесные политические и экономические отношения с Великобританией, надеясь, что она будет его главным партнером и сторонником в ЕС.
Во-вторых, Великобритания дала Китаю важнейший выход на огромный европейский рынок, проникнуть на который очень трудно. Многие китайские компании рассматривают британскую экономику, в которую относительно легко инвестировать, как трамплин для проникновения на строго контролируемый рынок ЕС с 500 миллионами потенциальных клиентов. Китайские компании сейчас начали подниматься по цепочке ценности, однако в США и других странах, в связи с предохранительными мерами, правилами передачи технологий и другими причинами, они подвергаются ограничениям по инвестированию. Ввиду этого в последние годы более важной для Китая стала стратегия инвестирования в Европу. Само собой разумеется, что в случае Брексита Великобритания отрежет Китаю выход через свою территорию на рынок ЕС.
Самый богатый человек Китая, председатель правления даляньской Wanda Group (Китайский конгломерат, крупнейший в мире частный застройщик и владелец жилой недвижимости) Ван Цзяньлинь предостерег, что Брексит — не самый умный выбор для Британии, потому что это создаст еще больше препятствий и проблем для инвесторов. По его прогнозу, если Британия все-таки покинет ЕС, многие китайские компании могут перенести свои европейские штаб-квартиры в другие страны. По словам инсайдера, китайские компании уже приостановили торговые транзакции в Великобритании и сейчас напряженно ждут результатов референдума о ее выходе из ЕС.
В-третьих, Лондон — это ключевое место в стратегии Пекина по завоеванию для юаня статуса международной валюты. Это ведущий мировой финансовый центр, расположенный в ЕС, а также имеющий часовой пояс, который покрывает восточно-азиатский, европейский и американский рынки. Завоевание для юаня статуса международной валюты — одна из важнейших целей китайского правительства. Это позволило бы Пекину делать эмиссию юаневых долговых обязательств, искусственно вызывать динамический финансовый рост, перестать зависеть от иностранных валют, доказать внешнему миру, что юань — это стабильная, свободно обращаемая валюта, и убедить другие страны использовать юань для расчета при торговых операциях с Китаем. Что еще более важно, завоевание юанем статуса международной валюты позволит Китаю задавать тон в мировой финансовой сфере и стать настоящей великой державой. Вот почему для Пекина настолько важен Лондон как центр для реализации его стратегии по интернационализации юаня.
В статье в The National Interest говорится, что кроме вышеуказанных важных причин стратегического характера, Китай также беспокоится, что Брексит непосредственно повлияет на ЕС, а ЕС — самый большой торговый партнер Китая. В 2015 году товарооборот между Китаем и Европейским Союзом составил 520 миллиардов евро. Выход Великобритании из ЕС серьезно повлияет на экономику ЕС и всего мира и может на следующие два года затормозить рост мировой экономики. Для такой ориентированной на экспорт страны, как Китай, который уже столкнулся с замедлением роста своей экономики, это тоже станет большой проблемой.
Для высшего руководства КНР Брексит просто непостижим. Им непонятно, почему британский премьер Кэмерон согласился сыграть в азартную игру с непредсказуемым и необратимым референдумом. По словам профессора Керри Брауна, главы Китайского исследовательского института Лю при Королевском колледже Лондона, всегда прагматичные лидеры КНР сейчас тоже волнуются. Ради какого-то абстрактного идеала абсолютного суверенитета Великобритания может отказаться от экономических и политических выгод, которые предоставил ей Евросоюз.
Подытоживая вышеизложенное: для Китая Брексит — это настоящая катастрофа, у которой будет масса стратегических и экономических последствий. Ввиду этого приближающийся референдум, вне всяких сомнений, затрагивает интересы Пекина.