Министр иностранных дел Эритреи Осман Салех (Osman Saleh) сообщил, что шведский журналист Давит Исаак, который уже почти пятнадцать лет сидит в местной тюрьме, жив. Это внушает надежду. Но также эта новость бросает нам вызов.
Разумеется, сообщение министра имеет большое значение. Но Эритрея — не простая страна, а ее министр иностранных дел — не обычный министр.
На этой неделе комиссия ООН по расследованиям в Эритрее представляет доклад в Совете по правам человека в Женеве. Один из выводов доклада заключается в том, что имеется достаточно данных, чтобы утверждать, что ряд лиц в руководстве страны виновны в преступлениях против человечества. В связи с этим комиссия хочет, чтобы дело было передано в Международный уголовный суд в Гааге, и призывает коллег использовать все законные средства, чтобы виновные в преступлениях лидеры Эритреи предстали перед судом.
Таким образом вопрос о Давите Исааке и остальных арестованных в 2001 году можно будет обсуждать на соответствующем, то есть высоком международном уровне. С момента ареста Исаака в Швеции сменилось пять министров иностранных дел и шесть министров помощи иностранным государствам, и ни один не смог добиться мало-мальских успехов в деле его освобождения. Тихая шведская дипломатия не только молчалива, но и, судя по всему, бессильна. О Давите Исааке еще помнят лишь благодаря постоянному вниманию общественности и СМИ к его делу.
Не только Швеция, но и вся Европа предала Давита Исаака. Исаак — единственный гражданин ЕС, единственный европейский журналист, которого Amnesty International классифицирует как узника совести. Бьёрн Тунбэк (Björn Tunbäck) из «Репортеров без границ» — один из тех, кто неустанно поддерживает общественное внимание к проблеме. Весной он писал в Göteborgs-Posten, что Евросоюз отказался от Давита Исаака, когда согласился предоставить Эритрее еще один миллиардный пакет помощи. Исаака или его товарищей в заключении не помянули ни единым словом, пока новые миллиарды текли в диктатуру.
Это скандал, в котором шведская политика потакания вышла на международный уровень.
Почему глава МИД Эритреи именно сейчас сделал свое заявление на французском радио? Оно оказалось не единственным. В большом репортаже Мартина Шибби (Martin Schibbye) и Юхана Перссона (Johan Persson) на зарубежном сайте Blank Spot Project один из советников президента рассказывает, что с Давитом Исааком «хорошо обращаются». Разумеется, это высказывание гротескно. Но в интервью Expressen Мартин Шибби говорит, что во время поездки в Эритрею у него сложилось впечатление, что режим стремится избавиться от клейма «африканской Северной Кореи».
В свете этого весьма значимо признание министра иностранных дел, что Давит Исаак и его товарищи — именно политические заключенные. Министр дал понять, что отныне открыт политический путь к освобождению Давита Исаака.
Необходимо усилить международное правовое давление, и Швеция должна нарушить свое молчание.