Уже семьдесят с лишним лет не было в Европе большой войны, и, судя по всему, кулаки чешутся у многих, и в разных частях континента. В последние годы воинственные настроения очень заметно усилились, и для этого есть причины и мощные катализаторы.
Во-первых, экономические проблемы: фактически, с 2008 года Европа не вылезает из затяжного кризиса; в разных странах степень его остроты ощущается по-разному, но процветания не наблюдается нигде и денег не хватает повсюду.
Во-вторых, проблема «понаехавших» мигрантов: начиналось все с тихих турецких гастарбайтеров и малочисленных румынских цыган, а продолжилось миллионами беженцев со всего юго-востока… Чем сердце успокоится, совершенно непонятно.
Третья, и самая «рукотворная» из главных причин беспокойства — известное вставание России «с колен» в позу агрессивного рака: война с Украиной, бряцание оружием на границах, истеричная пропаганда. Все это спровоцировало в европейском масштабе рост консервативных сантиментов, ксенофобии, сепаратизма, радикализма и — в первую очередь — агрессивности и страха.
Во все времена, а в новейшие в особенности, имелись клапаны «выпуска пара», которые позволяли безобидными и сугубо мирными способами сублимировать народные кручины и всякие недобрые чувства, а заодно демонстрировать безусловную (а часто и безответную) любовь к своей родной стране. В мировом масштабе это спортивные состязания и истовое «боление» — за и против. Локальный европейский аттракцион — пресловутый «Конкурс Евровидения».
При том, что институты это давнишние и процессы там происходят стандартные и привычные, накал страстей вокруг всей этой фигни (прошу прощения, если оскорбил чувства верующих в величие спорта) принял в последние годы совершенно патологический размах и формы. Приведу маленький пример: в, кажется, 2008 году, когда россиянин Дима Билан выиграл «Евровидение» с песней «Believe», меня пригласили в студию канала «Россия» на трансляцию и последующее обсуждение конкурса. Ведущие, на свою беду, предоставили мне слово, и я честно высказал в прямом эфире все (ну, почти все…), что думаю об этом му…ацком конкурсе, посредственном артисте Диме и комичной «подтанцовке» с фигуристом Плющенко — короче, выступил вызывающе, как бы сейчас сказали, «непатриотично». Кто-то, естественно, возразил мне в эфире, но без истерики, и никаких протестов-скандалов не последовало.
А сейчас, буквально несколько дней назад, когда на аналогичном ток-шоу правдивый футбольный комментатор Стогниенко вежливо поправил ведущего, заметив, что драку на стадионе в Марселе начали русские, а не английские, болельщики — публика, медиа и интернет в РФ буквально вскипели от возмущения по случаю такого «предательства»! Что лишний раз подтверждает: правда народу не нужна, нужны лесть и ненависть.
Внушение благодарному населению чувства дутой гордости за себя любимых, а заодно презрения к «не нашим» активно вершится в зоне, которую я называю «параполитикой» или, менее вежливо, «люмпен-политикой». Параполитики имеются во всех странах, особенно заметны они в России, Англии, Франции, Венгрии, Германии, Австрии. (В Эстонии тоже — партия EKRE, например). Это популисты, довольно безответственные и обычно скудно образованные, зато наделенные громко развитыми комплексами национального превосходства и национальной обиженности/ущемленности.
Как правило, несмотря на издаваемый шум, их влияние на реальную внутреннюю политику стран минимальное, на внешнюю политику — равно нулю. Скажем, российский люмпен-политик «номер один», Владимир Жириновский, может сколько угодно брызгать слюной в дрессированной Думе, но «респектабельные» Путин, Медведев и Лавров никогда с ним рядом не сядут и в советчики не пригласят.
Проблема, однако, в том, что в последнее время параполитика все чаще вытесняет «солидную» политику с насиженных позиций: партии в спектре от клоунских до нацистских получают серьезные проценты на выборах; популисты едва не становятся президентами, а наглый авантюрист Трамп и вовсе может сорвать глобальный джекпот.
Россия в этом отношении — одна из самых запущенных стран. Бесстыжая кража Крыма у Украины стала шокирующим для мирового порядка проявлением гопнической «люмпен-политики» на самом высоком уровне. Неожиданно получив солидарный отпор европейских и атлантических «слабаков», путинская подворотня слегка отпрянула, но залупаться не прекратила — что даже странно.
Дело в том, что параполитика со скрипом и критикой признается в цивилизованном мире, как элемент политики внутренней, но уж никак не внешней! У Дональда Трампа нет вообще никакой линии международных отношений, кроме как не пускать в страну мусульман и мексиканцев. Все ультраправые европейские партии сфокусированы исключительно на проблемах с мигрантами и национально-религиозными меньшинствами — опять же, сугубо внутренними.
Это все нужно России? Здравый смысл отвечает определенно: нет, не нужно. Но здравый смысл, надо полагать, обитает только в здравом теле со здравым духом. А тут получается по другой, русской, пословице: «Дурная голова рукам покоя не дает». История с десантом российских отморозков на чемпионате во Франции впечатляет своей загадочной абсурдностью. Известно, что это была тщательно подготовленная масштабная операция: мужиков отбирали из большого числа претендентов, тренировали в лагерях, специально экипировали, часть снабдили билетами, еще часть (более 200 человек) забросили в стан врага чартерным рейсом Российского футбольного союза.
Согласно одной версии, карательная экспедиция по усмирению иностранных болельщиков не только щедро финансировалась, но и имела непосредственную поддержку государства — РФС проходит по ведомству Министерства спорта полиглота Виталия Мутко, а там и до его покровителя Владимира Путина не очень далеко. Результат акции мы знаем: РФ вчистую проиграла чемпионат (и не столько на поле), едва он начался. Побоища в Марселе, жертвы, аресты, депортация, условная дисквалификация сборной…
Единственное мало-мальски рациональное объяснение этого приступа кретинизма, выдвинутая журналисткой Юлией Латыниной, гласит: власти таким образом отрабатывают тактику «околовоенных» штурмовиков, которых потом используют против «пятой колонны» или для провокаций в Таллине и Нарве. Спасибо Юлии от эстонских паникеров, конечно — но не очень верится. Это та же логика, что объясняла операцию в Сирии необходимостью испытать новые системы оружия.
Не слишком ли сложно, богато и рискованно? Или я просто недооцениваю степень одержимости российских силовиков и патриотов-параноиков, которые и впрямь видят себя на войне с Западом, а тут уж — a la guerre comme a la guerre?.. По второй версии, все было более или менее по-честному: имеется некое ВОБ — Всероссийское объединение болельщиков; которое как-то неплохо, хотя и непонятно кем, субсидируется, и оно-то все и организовало. А поскольку президент этого ВОБа, некто Александр Шпрыгин, по слухам, неонацист — то и паства у него национально-озверелая и больная на голову.
Я склоняюсь к этому варианту — но и он отнюдь не исключает ответственности государства за учиненные безобразия. И чисто технически: во всем мире особо буйных фанатов держат в узде и не выпускают за границу. И морально: как вы понимаете, это не спортивные болельщики придумали гибридные войны и нагнетают в стране атмосферу «русские против всех!» Лучше бы научились как следует играть в футбол и бегать-прыгать без допинга.