Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Россия продает будущее своей авиации

© AP Photo / Vasily Maximov/Pool Photo via APВладимир Путин и Си Цзиньпин смотрят парад Победы на Красной площади
Владимир Путин и Си Цзиньпин смотрят парад Победы на Красной площади
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Аэрокосмические индустрии России и Китая, возможно, нашли совместное решение, способное сгладить имеющиеся у обеих стран проблемы. Когда президент России Владимир Путин отправится в Пекин 26 июня на встречу со своим китайским коллегой, к нему присоединятся несколько представителей российской аэрокосмической индустрии. На первый взгляд, эти два государства идеально подходят друг другу для сотрудничества.

Аэрокосмические индустрии России и Китая, возможно, нашли совместное решение, способное сгладить имеющиеся у обеих стран проблемы. Аэрокосмический сектор России, несмотря на множество экономических проблем, продолжает развиваться за счет тех знаний и наработок, которые были сделаны в советскую эпоху. Между тем, китайский аэрокосмический сектор, несмотря на финансовую стабильность, до сих пор страдает от технологического дефицита, который долгое время тормозил его развитие. Когда президент России Владимир Путин отправится в Пекин в субботу, 26 июня, на встречу со своим китайским коллегой, к нему присоединятся несколько представителей российской аэрокосмической индустрии. На первый взгляд эти два государства идеально подходят друг другу для сотрудничества: России нужны деньги, а Китаю — технологии. Однако для России долгосрочные ставки такого соглашения — гораздо выше.


Россия уже давно экспортирует свои аэрокосмические технологии и оружие в Китай. В течение десятилетия после распада Советского Союза продажа оружия в Индию и Китай позволяла российской оборонной промышленности держаться на плаву, давая возможность вести исследования и разработки во времена, когда Москва не могла финансировать собственную армию. В свою очередь Китай извлек значительную выгоду из импорта российских технологий, которые помогли ему модернизировать его вооруженные силы. Но после того, как Китай провел инженерный анализ российского истребителя Су-27СК и начал выпускать свою собственную версию этого самолета, J-11B, Москва стала опасаться продавать Пекину современное оружие. Между тем, Китай создал собственный военно-промышленный комплекс.

Это позволило уменьшить зависимость Китая от российских технологий и одновременно усилило тревогу Москвы, которая увидела в Пекине серьезного конкурента на международном рынке вооружений. В результате обмен разработками в оборонной сфере между двумя странами резко пошел на убыль.


Сегодня Москва и Пекин снова вернулись к торговле вооружениями. В ноябре 2015 года Китай договорился с Россией о покупке 24-х российских истребителей Су-35 на общую сумму примерно в два миллиарда долларов, а затем купил у нее зенитные ракетные системы С-400 и другое военное оборудование. Москва больше не боится продавать Китаю ультрасовременные технологии, отчасти потому, что Китай обещает не копировать это оружие. Однако основным фактором в данном случае являются не заверения Китая, а серьезные экономические трудности Москвы. Россия снова обратилась к экспортному рынку, чтобы поддержать свою оборонную промышленность — на этот раз для того, чтобы модернизировать свои собственные вооруженные силы.

В преддверии визита Путина Китай обозначил те области военной и коммерческой аэрокосмической промышленности, которые он намеревается развивать. Реактивные и ракетные двигатели всегда были серьезной проблемой для китайской аэрокосмической промышленности, которая в ближайшем будущем будет зависеть от России в этом вопросе. Китай уже более 10-ти лет занимается разработкой ракетного двигателя YF-100 на основе советских двигателей RD-120, которые Китай приобрел 20 лет назад. Этот двигатель должен быть установлен на первую ступень его новейших ракет-носителей Long March. В конечном итоге эти ракеты должны стать основой потенциала Китая в космосе. Кроме того, эти два государства рассматривают возможность заключить сделку, в рамках которой Россия продаст Китаю свои новейшие ракетные двигатели РД-180. Поиски надежного покупателя для двигателей РД-180 являются приоритетной задачей российского военно-промышленного комплекса. США — крупнейший рынок этих двигателей — постепенно приближается к тому, чтобы перестать их импортировать: 14 июня Сенат США ограничил объем будущих поставок всего 18 ракетами. В такой ситуации Китай станет естественной и подходящей заменой США.

Кроме того, Китай приложил массу усилий для создания своего собственного коммерческого самолета. Спустя много лет разработок первые два китайских коммерческих самолета — Comac ARJ21 и C919 — так и не были введены в эксплуатацию. Поскольку многие комплектующие этих самолетов, в том числе реактивные двигатели, производятся за рубежом, Пекин вероятнее всего попытается воспользоваться визитом Путина, чтобы подписать соглашение о производстве и импорте этих двигателей.

Для Пекина важной задачей является создание более конкурентоспособной аэрокосмической индустрии. Она позволит снизить зависимость Китая от иностранных поставщиков в ближайшем будущем и подготовит почву для превращения Китая в сильного игрока в этом секторе. Хотя Россия понимает, к чему стремится Пекин, она не может позволить себе помешать ему, ограничив импорт своих технологий в Китай. Несмотря на долгосрочные последствия такой помощи своему крупнейшему потенциальному конкуренту, российской аэрокосмической промышленности приходится концентрироваться на самой важной на данном этапе задаче, а именно — на выживании.