Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Как новый закон может помешать французским компаниям получить компенсацию от России

© AP Photo / Sergey PonomarevШтаб-квартира компании ЮКОС в Москве
Штаб-квартира компании ЮКОС в Москве
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Появление статьи о продлении необходимых процедур для ареста имущества позволит России, которую приговорили в Гааге к выплате 50 миллиардов долларов бывшим акционерам ЮКОСа, охватить его дипломатическим иммунитетом и, следовательно, полностью обезопасить от конфискации. Atlantico обратилась за комментариями к Эмманюэлю Гайяру и Сильвену Бартелеми.

Появление статьи о продлении необходимых процедур для ареста имущества позволит России, которую приговорили в Гааге к выплате 50 миллиардов долларов бывшим акционерам ЮКОСа, охватить его дипломатическим иммунитетом и, следовательно, полностью обезопасить от конфискации.

Atlantico: Законодательная комиссия Сената обсуждает статью 24 законопроекта Сапен-2, которая в частности предполагает добавление в Кодекс гражданского исполнительного производства положений о том, что кредиторы иностранного государства не могут провести арест имущества этого государства без предварительного постановления судьи. Как отмечают специалисты, такое предварительное разрешение все же не требуется по подписанным Францией международным соглашениям. Что вы об этом думаете?

Сильвен Бартелеми (Sylvain Barthélémy): Законодательная комиссия Сената сейчас действительно рассматривает статью 24, которая была добавлена правительством на открытых слушаниях в Национальном собрании. Целый ряд сенаторов считают, что предварительное постановление судьи делает арест иностранного имущества неосуществимым в связи с удлинением времени самой процедуры. В частности это может позволить государствам охватить собственность дипломатическим иммунитетом и, следовательно, сделать ее недоступной для конфискации. По всей видимости, статья была принята под давлением России, которой пришлось не по душе решение о выплате компенсации акционерам ЮКОСа. Она пригрозила Франции ответными мерами в случае ареста. Новая статья противоречит положениям ооновской конвенции 2004 года и сделает арест российского имущества неосуществимым.
Кроме того, все это касается не только дела ЮКОСа: пострадают все французские и иностранные предприятия, которые хотят арестовать имущество должника. Стремление угодить России очень сильно подрывает шансы французских предприятий получить компенсации с задолжавших им иностранных государств.

Таким образом, Франция следует примеру Бельгии, которая недавно кардинально изменила свою процедуру ареста имущества, опять-таки под давлением России. Французское государство в лице Сапена имитирует бельгийский закон. Кроме того, это может стать ударом по имиджу Парижа в международном арбитраже, а также имиджу Франции и ее правительства, которое подчиняется требованиям российского государства.

— В 2014 году вы защищали акционеров ЮКОСа, предприятия, которое было национализировано Кремлем без выплаты компенсаций акционерам, в том числе французским. Как отразится на французских кредиторах прописанная в статье 24 закона Сапен-2 необходимость получить предварительное разрешение судьи? Как теперь будет стоять вопрос возврата активов?

Эмманюэль Гайяр (Emmanuel Gaillard): Россия пригрозила Франции и другим странам вроде Бельгии ответными мерами в случае исполнения решения гаагского суда, который обязал ее выплатить компенсацию акционерам ЮКОСа. К сожалению, наш МИД не настоял на независимости французской судебной системы, а поддержал позицию России и призвал всех депутатов принять поправку.

Это позволит, например, переквалифицировать активы и перевести их из категории «коммерческие» в «суверенные», избежав тем самым ареста. С введением статьи становится практически невозможно заблаговременно доказать судье, что речь идет о коммерческих, а не суверенных счетах и активах. Это станет ударом по французским предприятиям, перед которыми есть долги у иностранных государств.

При этом международное право проделало путь от абсолютного государственного иммунитета к относительному: в данном случае проводится черта между их коммерческой и суверенной деятельностью. При необходимости получать разрешение мы фактически возвращаемся к абсолютному иммунитету.

— Каким еще странам кроме России может сыграть на руку эта статья в случае ее принятия?

— Все странам, которые задолжали иностранным, в том числе французским кредиторам в тех областях, где предприятия взаимодействуют с государствами.