Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Новый взгляд на южное крыло НАТО

© AP Photo / Oded Balilty Полицейский на фоне турецкого государственного символа во время саммита НАТО в Стамбуле
Полицейский на фоне турецкого государственного символа во время саммита НАТО в Стамбуле
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Решение, которое примет Великобритания, неизбежно повлияет на Турцию по многим направлениям — от торговли до экономики. Но анализировать вопросы внешней политики, фокусируя внимание только на одном событии, — значит понимать систему международных отношений слишком упрощенно. Помимо отношений Великобритании с ЕС, Турцию также близко касается и решение ЕС о продлении санкций против России.

Сегодня вечером станет известно, выйдет ли Соединенное Королевство из Европейского Союза (ЕС).

Мы стоим накануне принятия решения, которое неизбежно повлияет на Турцию по многим направлениям — от внешней торговли до экономики, от денежно-кредитной до инвестиционной политики.

Но анализировать вопросы внешней политики, фокусируя внимание только на одном из происходящих в мире событий, — значит понимать систему международных отношений слишком упрощенно. Помимо отношений Великобритании с ЕС, Турцию также близко касается и решение ЕС о продлении санкций против России.

Кроме того, остается две недели до саммита НАТО, на котором будут рассмотрены вопросы безопасности Европы и нашего региона. НАТО также готовится адаптироваться к новой версии отношений с Россией.

Будь то отношения между Соединенным Королевством и ЕС или темы, которые будут подниматься на саммите НАТО, — за всем этим стоит проблема терроризма, в последние годы распространившаяся через Афганистан на запад, зажавшая в тиски Ближний Восток и Северную Африку, взбудоражившая всю Европу из-за развертывания в Сирии. Терроризм усиливает волны миграции, проблема мигрантов и беженцев достигает невиданных масштабов и создает серьезные риски безопасности.

Не стоит удивляться тому, что после того, как Россия применила силу в отношении Грузии и Украины в Черноморском регионе, страны Центральной Европы (бывшие участники Варшавского договора и новые члены НАТО) интерпретируют эту ситуацию в контексте традиционного противостояния Восток — Запад и представляют Россию главной угрозой. Можно сказать, что в этой позиции «НАТОизма» больше, чем НАТО.

При этом не стоит забывать, что Россия осуществляет эти вмешательства только на территории бывшего Советского Союза и не угрожает ни одной стране, ранее входившей в Варшавский договор, в той мере, в какой они представляют ситуацию — особенно после того, как они присоединились к НАТО. Это, конечно, не значит (и не должно значить), что вмешательства России, о которых здесь идет речь, справедливы. Но это также не должно вводить Европу в заблуждение в вопросе о том, что ей действительно угрожает.

НАТО должна уделить серьезное внимание южному крылу и угрозе, которая может исходить отсюда. Ведь с опасным регионом соприкасается только один член НАТО, и это Турция. Более того, Россия, которая, как утверждается, представляет главную угрозу для НАТО, сохраняет балансы, сложившиеся в Центральной Европе (центральной зоне). При этом на южном крыле она обретает такие сильные позиции, которые не могла обрести даже в период холодной войны, и упрочивает свое положение в Сирии. Турция не должна быть оставлена в одиночестве в этом регионе.

Все эти события говорят о том, что необходимо выработать новую концепцию и стратегию безопасности перед лицом потенциальных угроз с южного крыла. Прежде всего, Турция должна определить свою позицию, связанную с восприятием этой угрозы. Вместо того чтобы подходить к проблемам Ближнего Востока с героической риторикой и амбициями по поводу создания нового порядка, приоритетом должно было быть преобразование порядка без создания хаоса. И это была бы реалистичная внешняя политика.


Процесс нормализации отношений с Израилем, пусть и вынужденный, подходит к концу. Ожидается, что с этим прогрессом Турция вернется к проведению реальной политики на Ближнем Востоке. Если антиизраильская, пристрастная и поддерживаемая идеологическими интонациями внешняя политика уступит место такой реалистичной и конструктивной политике, Турция сможет снова обрести качество надежного партнера Запада, с которым можно искать пути преодоления тревог, исходящих от этого региона. Поэтому отношения с Израилем важны.

Из-за антагонизма с Израилем Турцию обвиняли в том, что она постоянно мешает отношениям НАТО с ее партнерами по диалогу, выполняющими важную функцию в политике альянса в Средиземном море. Нормализация отношений с Израилем устранит эту помеху, что должно снять негласное эмбарго, наложенное Турцией на отношения Израиля с НАТО.

Это натовское измерение вопроса. Но борьба с угрозой, которую Ближний Восток создает для Турции и европейско-атлантической безопасности, не может и не должна быть только задачей НАТО. О том, что продолжение борьбы с терроризмом исключительно военными методами не дает результата, знает весь мир. И то, что эта борьба может увенчаться успехом в случае применения мягкой силы, ее подкрепления социологическими, социально-политическими и социально-экономическими подходами, обнаруживают примеры в других странах.

В таком случае нужно признать, что Турция может сыграть важную роль в определении таких подходов, а также поможет сделать так, чтобы НАТО, особенно в координации с ЕС, отдавала им предпочтение. Ранее Турция говорила о том, что сотрудничество НАТО и ЕС не работает и что Турция не включена в процесс такого сотрудничества. Теперь нужно спастись от этой изоляции и стать центральной страной в обеспечении координации. Эта роль — главное испытание для Турции сегодня.

Турция должна, с одной стороны, нейтрализовать расизм и ксенофобию, источники которых — проблемы терроризма, мигрантов и беженцев в Европе, с другой — внести вклад в поиски решения, добравшись до самой сути проблемы. Путь к успеху в этом деле лежит через применение подхода, уважающего универсальные ценности, права человека — основные права и свободы, прежде всего внутри своих границ. Не стоит ожидать, что страна, в которой дискриминация и поляризация становятся обычным делом, принесет Европе какие-либо конструктивные решения. Европа скептически относится к Турции именно потому, что видит это.

Для того чтобы объединение Восточной и Западной Германии состоялось мирным путем, в период холодной войны Германия проводила восточную политику под названием «остполитик» и разрабатывала эту политику с опорой на применение мягкой силы.

Турции тоже следует перестроить и реконструировать свою стратегию, начав со своей страны и своих территорий, и сделать так, чтобы эта стратегия оказала влияние на весь Ближний Восток. Говорящие по-немецки, возможно, назвали бы ее «зюйдполитик». Мы же ограничимся тем, что подчеркнем: Турции нужна комплексная «южная политика». В случае успеха эта политика упрочит единство НАТО, ЕС и Турции.