На недавнем экономическом форуме в Санкт-Петербурге знаменитый журналист Фарид Закария безуспешно пытался добиться от Владимира Путина новых дифирамбов в адрес Дональда Трампа. Президент России лишь иронизировал насчет его «яркой личности», прекрасно понимая, что его комплименты могут быть использованы в пользу Хиллари Клинтон, которой у него есть все основания не доверять. «Мы будем работать с любым президентом, которому окажет доверие американский народ, в надежде на то, что это будет такой человек, который будет стремиться к развитию отношений с нашей страной, и будет способствовать строительству более безопасного мира», — отметил Путин. По его словам, США — «великая держава, сегодня, наверное, единственная супердержава»: российский лидер хочет наладить связи с партнерами, но в условиях противостояния «нам не нужно, чтобы они вмешивались в наши дела, учили, как нам жить». Путин признает лидерство США, но не скрывает желания перевернуть страницу Обамы и Клинтон. Отношения России с Америкой сейчас — хуже некуда.
И Путин в свою очередь предлагает ей новую перезагрузку.
На Западе, где Путина демонизируют, прогрессистские круги называют Трампа американским Путиным. Оба они — альфа-самцы с раскованной риторикой. Они называют себя консерваторами и защитниками семейных ценностей, хотя оба были разведены. В политике они руководствуются национальными интересами. «Нужно вновь сделать Америку великой!» — говорит один. Второй же стремится вернуть величие России. О смене режима и гуманитарной войне вопрос не стоит. Нравственность и права человека — меньшая из их проблем. Путин и Трамп — ястребы, которые стремятся вернуться к прагматизму во внешней политике. С помощью диалога или же силы, если потребуется. То есть, хотя их мировоззрение сближает их, интересы, наоборот, их разделяют.
Объективно у США и России — немало общих интересов. Прежде всего, умиротворение Ближнего Востока и уничтожение радикального ислама. По Сирии и Ирану Вашингтону и Москве в целом удалось договориться. Далее, речь идет о сдерживании Китая. Если США хотят остаться единственной в мире сверхдержавой, им понадобится Россия. Но стратегический российско-американский альянс споткнулся о Восточную Европу и Среднюю Азию. Двум бывшим противникам времен холодной войны не удалось четко разграничить сферы влияния на Украине, на Кавказе и в бывших советских республиках. Поэтому ждать любви с первого взгляда при встрече не стоит.
Кроме того, Трамп не собирается отказываться от системы ПРО, которая создавалась при Буше-младшем и Обаме. Его постепенно накрывают константы американской стратегии. Недавнее открытие базы ПРО в Румынии было чрезвычайно негативно воспринято в Москве. Вызывает раздражение России и развертывание сил НАТО у ее границ. И раз Трамп — прагматик, он не будет сводить роль Америки к положению беспристрастного арбитра. Его «America First» можно понять двояко: Америка прежде всего или Америка во главе всего мира. Он, как и Рейган, хочет величия и победы США. Отношения с Путиным станут более открытыми и искренними, потому что Трамп не собирается обращать Россию в оплот демократии и либерализма. Но он уже критиковал Обаму за проявленную по отношению к ней слабость.