В последние несколько месяцев российская либеральная оппозиция подвергается всем видам давления — от просочившихся в прессу тайно снятых видеороликов с сексуальными сценами до сомнительных судебных дел и физического насилия. По мере приближения намеченных на сентябрь парламентских выборов власти, судя по всему, используют против них все существующие грязные методы. Но при этом оппозиция занята и борьбой с врагами, которые оказались еще более зловредными, чем Кремль — борьбой друг с другом.
Намеченные на 18 сентября парламентские выборы зададут тон президентским выборам, которые состоятся в 2018 году и в которых Владимир Путин, как ожидается, будет участвовать и победит, оставшись на своем посту еще на один шестилетний срок. В настоящее время российская Государственная Дума состоит всего лишь из четырех партий: прокремлевского тяжеловеса «Единой России» и трех более мелких партий, известных как «системная оппозиция», которые обеспечивают видимость конкуренции, но ни в каких существенных вопросах Кремлю не противоречат.
С тех пор гайки были закручены, и Кремль решил не допустить того, чтобы какие-либо оппозиционные партии набрали 5% голосов, которые позволили бы им пройти в Госдуму и создать вероятность возникновения в парламенте споров и разногласий. Он предпочел бы, чтобы Дума оставалась управляемым органом, автоматически принимающим законы, в котором практически не было бы несогласных. К тому же власти не хотят допустить повторения ситуации, возникшей во время парламентских выборов в конце 2011 года, когда обвинения в фальсификации выборов привели к массовым протестам по всей Москве.
«Кремль придерживается тщательно продуманного курса — он демонстрирует незначительную терпимость, но при этом применяет насилие и угрозы, чтобы предупредить людей, что они действительно могут потерять свободу, если будут слишком протестовать», — говорит политолог Маша Липман.
Брата Навального посадили в тюрьму по делу, которое многие восприняли как способ получить рычаги давления на лидера оппозиции, а Борис Немцов, один из наиболее известных и харизматичных лидеров оппозиции, был застрелен возле Кремля в феврале прошлого года.
По мере приближения парламентских выборов нападки на либеральную оппозицию становятся все более мелочными и омерзительными. Государственное телевидение показало документальный фильм, очерняющий Михаила Касьянова, бывшего премьер-министра, который сейчас является одним из лидеров «Парнаса» — бывшей партии Бориса Немцова. В фильме показаны кадры интимного содержания, в которых запечатлены Касьянов в постели с активисткой оппозиции Натальей Пелевиной и в которых слышно, как эти двое якобы обсуждают других лидеров оппозиции в пренебрежительном тоне. Судя по всему, в квартире была незаконно установлена аудио- и видеозаписывающая аппаратура, что позволяет предположить наличие тайного сговора между телеканалом и службами безопасности.
Вслед за показом фильма многие другие представители оппозиции заявили о недопустимости того, чтобы Касьянов занимал первое место в партийном списке на выборах. Касьянов же сказал, что менять правила игры на этом этапе означало бы подчиниться давлению Кремля.
«Будет еще много провокаций. Если ты не в состоянии мириться с провокациями со стороны властей и каждый раз будешь идти на уступки, это свидетельствует о твоей слабости», — заявил Касьянов в интервью газете the Guardian. Он осудил критику со стороны других членов оппозиции как «безответственные заявления людей, которые ничего не понимают».
Илья Яшин, еще один лидер «ПАРНАСа», поссорился с Касьяновым по поводу случившегося, а также намекнул, что Пелевину, возможно, подослала ФСБ. После долгих злобных перепалок в сети Пелевина согласилась, что она не будет участвовать в выборах, но написала в Facebook, что Яшин — «просто лжец, мелочный, мстительный, и просто непорядочный человек».
После скандала, хрупкая оппозиционная коалиция «Парнаса» и «Партии прогресса» Навального распалась, и оппозиционеры теперь враждуют друг с другом. Навальному запрещено баллотироваться из-за судимости по делу, которое многие считают политизированным, и его партия официально не зарегистрирована. Недавно он обратился к властям с требованием зарегистрировать свою партию и допустить его к участию в выборах.
«Их стратегия — не дать действительно опасным людям принять участие в выборах, а затем уничтожать других, используя давление и их собственную глупость», — говорит Навальный. Он утверждает, что «Парнас» не преодолел бы барьер, необходимый для прохождения в Думу, а у его «Партии прогресса» был бы такой шанс. Другие скептически относятся к этому утверждению, но Навальный напоминает, что на выборах мэра Москвы получил более четверти голосов без особой информационной поддержки, показывая, что он может завоевать поддержку среди городской элиты.
«Они ожидали, что я получу 8% и исчезну, но оказалось, что мы смогли получить голоса избирателей. Так что после этого был запущен процесс вынесения мне судебного приговора, и теперь я не могу принимать участие ни в каких выборах, и мне официально запрещено даже проводить предвыборную кампанию».
В мае на Навального и его сторонников во время их поездки на юг Краснодарского края напала группа казаков, при этом полиция бездействовала. В «документальном» фильме, показанном на государственном телеканале, было сказано, что Навальный является британским агентом с позывным «Агент Свобода», и что секретная разведслужба MI6 поручила ему осуществлять деятельность, направленную на уничтожение России. «Секретные документы MI6», показанные в фильме, были написаны на полуграмотном едва понятном английском языке. Подобные программы сопровождаются кремлевскими сказками о западных заговорах, направленных на уничтожение России, в которых представители оппозиции изображаются в качестве пешек в руках врагов России.
Одиозный лидер Чечни Рамзан Кадыров выложил в Instagram фотографию Касьянова, причем голова политика была изображена в прицеле снайперской винтовки. Позже Кадыров заявил, что это была шутка, но учитывая убийство Немцова годом раньше, особого юмора в этом никто не почувствовал.
«Мы не знаем, насколько безобразным это будет, и действуют ли эти люди в регионах самостоятельно или по приказу, — говорит Маша Липман. — Но поскольку экономическая ситуация по-прежнему остается сложной, мы будем наблюдать все больше и больше насилия».
Касьянов считает, что даже без доступа к телевидению его партия сможет получить в крупных городах 20% голосов, которых хватило бы, чтобы по всей стране количество голосов составило в среднем 10%, и с этим можно будет пройти в Думу. Однако большинство аналитиков считают подобный сценарий маловероятным: даже если оппозиция на самом деле получит эти голоса, ей все равно не дадут преодолеть барьер — для этого будет использован «административный ресурс. При наличии всех этих препятствий, борьба внутри оппозиции не идет ей на пользу.
«Мы и так слабы, и эти внутренние проблемы — жалкое и позорное зрелище, — говорит Пелевина. — Всех нас должен беспокоить вопрос выживания. Они убили Бориса [Немцова]. Они постоянно сажают людей в тюрьмы. Они все время что-то такое делают. Мы должны работать вместе, а мы поступаем наоборот».