Она заявила в полицию на известного противника ислама.
Бюнад (норвежский национальный костюм, у разных регионов он свой, норвежцы охотно надевают его по торжественным случаям — прим. пер.), который сшила для себя 37-летняя Сахфана М. Али (Sahfana M. Ali) из Ставангера, изначально должен был стать приятным подарком невесте от мужа Ингве (Ingve). Но когда женщина выложила фотографию костюма на своей страничке в Facebook, она столкнулась с лавиной полных ненависти откликов и расистских высказываний.
«Какого черта, ты — не норвежка, проклятая мусульманская свинья. И никогда ею не станешь. Черт бы тебя побрал. Вали домой», — написал один мужчина.
«Это то же самое, как свинье на пятачок золотое кольцо надеть!!!!!!» — написал другой.
«Сними наш национальный костюм, какого черта!» — третий комментарий.
Призывают к бойкоту
Все продолжалось в том же духе на открытой страничке известной противницы ислама, 46-летней Мерете Худне (Merete Hodne) в Facebook. Теперь страница удалена. Худне выложила смонтированную фотографию Али, снабдив ее надписью: «Это издевательство над нашей норвежской культурой. ИЗБЕГАЙТЕ компании Embla Bunader, если вам такое тоже не нравится!»
Сначала об этом рассказала газета Stavanger Aftenblad.
В то время, как некоторые копаются в этническом происхождении Сахфаны, другим ненавистникам тяжелее всего видеть именно специально сшитый хиджаб. И никуда не деться от таких характеристик, как «бюнад в стиле шариата» и ссылок на ИГИЛ (террористическая организация, запрещена в РФ — прим. ред.).
37-летняя женщина, заместитель председателя организации Норвежской рабочей партии в Ставангере и депутат городского совета в том же городе, сообщает, что подала в полицию заявление на Мерете Худне. По данным Aftenbladet, Марианне Ламберсэй (Marianne Lambersøy), руководитель Embla Bunader, сделала то же самое.
Факсимиле из facebook:
Да уж, шикарный головной убор.
Это то же самое, как свинье на пятачок золотое кольцо надеть!!!!!!
Совершенно согласен.
Сколько не переодевайся, а норвежкой не станешь.
Такая комбинация — просто издевательство. Согласен.
Если ты — норвежка, тогда я — лошадь. Хотя я вряд ли лошадь, даже если у меня конский хвост. Мусульманкой была, мусульманкой и останешься.
«Я написала на нее заявление, потому что она использовала мою личную фотографию для фотомонтажа, опубликовала ее, и поэтому я и стала объектом этих полных ненависти высказываний», — говорит Сахфана в беседе с Dagbladet.
Dagbladet связалась с Мерете Худне, которая отказалась комментировать дело.
Худне известна своим участием в движении «Прекратить исламизацию Норвегии» (Stopp islamiseringen av Norge, Sian) и связями с Pegida, а также тем, что отказалась стричь в своем салоне женщин, носящих хиджаб, если верить Jærbladet. О ней также шла речь в серии газеты VG «Воины в сети» («Nettkrigerne»).
«Норвежка, и этим горжусь»
Сахфана рассказывает, что решение обзавестись бюнадом далось ей нелегко.
«Я решила, что я норвежка и этим горжусь», — говорит политик.
Женщина родилась на Шри-Ланке, но живет в Ставангере с тех пор, как ей исполнилось 10 лет.
— У меня и сари есть. Это как я сама — и то, и другое, — говорит она.
— А что говорило против бюнада?
Факсимиле из facebook:
Да нет, если ей даже всю голову удалить, она норвежкой от этого не станет.
Это что, масленичный карнавал?
Это насмешка над нашей гордой культурой, как только этой женщине не стыдно? Фу.
— Я зашла в магазин, где продавались бюнады, почувствовала, что мне там не очень-то рады. Далеко не все хотят видеть меня в этом костюме или считать меня норвежкой, — говорит Сахфана.
Предвидела дебаты
— А почему ты решила пришить к бюнаду хиджаб?
— Я подумала, что в том, чтобы носить с бюнадом хиджаб, нет ничего особенного. Дело в том, что к большинству бюнадов традиционно полагался соответствующий головной убор, так что ничего дурного я в этом не вижу. Наоборот: хиджаб подходит к бюнаду. Таким образом мы демонстрируем многообразие сегодняшней Норвегии, когда сочетаем эти элементы, — говорит Сахфана.
— Ведь именно это и замечательно в норвежском обществе. Если другие девушки оказались в такой же ситуации, что и я, и видят меня в бюнаде, то это просто-напросто станет новым шагом в борьбе за более интегрированную Норвегию. А я могу стать символом многообразия и более толерантного общества, — говорит она.
— Я думаю о том же, что и норвежка, которая, надев бюнад, хочет показать, откуда она родом. Это моя страна. Я отсюда родом, и здесь я собираюсь жить и умереть, — говорит 37-летняя Сахфана.
— А ты предвидела, что хиджаб вызовет такую реакцию?
— Чем-то совсем неожиданным это не стало, но я не предполагала, что это вызовет столько ненависти и такое количество расистских высказываний. Мы не можем это терпеть, против этого надо решительно бороться, — говорит политик и мама маленьких детей.
Самостоятельный выбор
Сахфана подчеркивает, что хиджаб ей никто не навязывал.
«Я решила надеть хиджаб, когда мне был 21 год, то есть во взрослом возрасте. И я невероятно горжусь, что сделала этот выбор самостоятельно. Ужасно жаль, что люди так отрицательно к этому относятся — что это якобы угнетает женщину. Наоборот: для меня это символ украшения и гордости тем, что я мусульманская женщина», — говорит она.
Сахфана отмечает, что она получила и очень много заявлений в поддержку.
— Поддержки было гораздо больше, чем негативных откликов, меня просто потрясло такое участие, — говорит она.
— А ты не боишься надевать бюнад после всего этого?
— Нет — я буду его использовать! Моей жизнью никто не управляет, что хочу, то и ношу. Это относится к норвежским ценностям, которые я так высоко ценю, — говорит Сахфана.
«Довольно странно»
Кристиан Ведлер (Christian Wedler), руководитель фракции Партии прогресса в городском совете Ставангера, решительно дистанцируется от оскорбительных высказываний в адрес Сахфаны.
Факсимиле из facebook:
Она и вся эта история… Я вижу, что она — не норвежка, так что все в порядке. Например, у норвежек не такие широкие носы и т.д., уфф…
Самое время шить бурки с дырками спереди и сзади. Какой шум тогда начнется… Или же делать карикатуры на Коран грязных свиней.
Это будет бюнад в стиле шариата.
«В данном случае речь идет о женщине, которая интегрирована в общество, у нее есть работа, и она гордится тем, что она норвежка, к тому же она обзавелась бюнадом из Фрафьорда (Frafjord). Поэтому это довольно странная реакция», — говорит Ведлер в беседе с Dagbladet.
Руководитель фракции также резко осуждает призыв Худне бойкотировать компанию Embla Bunader.
«Моей жене нужен бюнад, и, судя по всему, Embla — именно то место, где его стоит купить», — говорит он.
Ведлер не понаслышке знает, как серьезно народ относится к своим национальным костюмам.
«Я однажды не ту шляпу надел, так такая дискуссия началась. Я понимаю, что многим кажется, что бюнад —это важно. Но если он вызывает волну расизма, то становится просто обидно за национальный костюм».