Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Почему страны Азии успешнее в математике?

© flickr.com / dozodomoЯпонские школьники едут на занятия
Японские школьники едут на занятия
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В Америке дети начинают читать с учебника «Дик и Джейн»: «Смотри, Дик бегает. Смотри, Дик играет». Согласно западному менталитету, эту информацию нужно передать детям в первую очередь. На первой странице китайского учебника маленький мальчик сидит на плечах мальчика постарше: «Старший брат заботится о младшем брате. Старший брат любит младшего брата. Младший брат любит старшего брата».

В докладе, который Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) публикует один раз в три года в рамках Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA 2016), страны Азии традиционно занимают первые строчки. Согласно результатам исследования, которое изучает уровень образования школьников 15 лет в 64 странах, представляющих 80% мировой экономики, Турция заняла 45-е место по математике, 37-е — по пониманию прочитанного и 41-е — по естественнонаучным знаниям.

В математическом направлении первыми стали Шанхай, Сингапур, Гонконг и Южная Корея; в чтении Шанхай, Гонконг и Южная Корея поделили первые три места; в естественнонаучных знаниях Шанхай, Эстония и Гонконг вошли в первую тройку. Турция по всем направлениям оказалась ниже среднего по ОЭСР уровня.

Эксперты, проанализировавшие доклад PISA, отметили, что обучение математике — это не проблема умственных способностей, а проблема системы и методов. И секрет азиатских тигров, которые с 1990-х годов никому не уступают первенство в международной лиге образования, таится именно в системе. Полученные результаты исследования показывают, что образовательные методы, которые учителя используют на учебных занятиях, играют самую важную роль.

Становится понятно, что в странах с успешными результатами в математике преподаватели уделяют намного больше внимания элементарной арифметике, а не математическим понятиям; заметно большее значение придают счету в уме; используются базовые учебники; предпочтение отдается образовательному процессу в классах с большим числом учеников, а не в малых группах.
В книге «География мысли» Ричарда Нисбетт (Richard Nisbett) проводит сравнение между восточными и западными обществами и сопровождает свои рассуждения сведениями о том, как и почему отличаются воззрения жителей Востока и Запада. Нижеприведенный фрагмент этой книги может дать ответ на вопрос, почему страны Азии успешны в математике.


«Дети, которые учатся читать и писать в Америке, обязательно начинают с учебника „Дик и Джейн“ („Dick and Jane“). На первой странице этого учебника изображен маленький мальчик, бегающий на зеленой лужайке, картинке сопутствуют такие строки: „Смотри, Дик бегает. Смотри, Дик играет. Смотри, Дик бегает и играет“. Согласно западному менталитету, это самая естественная базовая информация, которая должна быть передана детям. На первой странице китайского учебника для начинающих обучаться грамоте показан маленький мальчик, который сидит на плечах мальчика постарше. „Старший брат заботится о младшем брате. Старший брат любит младшего брата. Младший брат любит старшего брата“. Когда ребенок впервые встречается с печатными словами, важно передать не индивидуальное действие, а отношения между людьми и особенно между братьями.

В отличие от азиатской практики, которая учит детей гармонично смешиваться с окружающими, американские дети ходят в школы, где каждый ребенок на один день может стать VIP. Японских детей учат практиковать самокритику, чтобы они могли уметь развивать отношения с другими людьми и обрести навыки решения проблем. Позиция перфекционизма через самокритику сохраняется на всю жизнь. Никто не считается профессионалом, пока не проработал в своей профессии десять лет.

В то время как выходцы с Запада обладают зашкаливающей самоуверенностью и крайне довольны собой, жители Азии продолжают стремиться к самосовершенствованию. В ходе одного эксперимента можно было наблюдать, что канадские учащиеся дольше работали над предложенным им заданием, если оно у них получалось, а японцы — если терпели неудачу. Жители Запада могут добиваться успеха в очень немногих делах — тех, которые у них получилось хорошо начать. При этом жители Востока больше склонны получать навыки по всем вопросам и использовать любую возможность для самосовершенствования.

В ходе другого эксперимента специалисты по психологии развития, посетив дома американских и японских семей, попросили родителей поиграть с детьми так, как они это обычно делают. Американки вдвое чаще японок использовали изображения объектов. Японки вдвое чаще американок прибегали к ситуациям, обучающим нормам вежливости (сочувствие и приветствие, например). Беседа американки с ребенком была такой: „Это машина. Ты видишь машину? Тебе нравится? У нее красивые колеса“. Японка говорила: „Вот дрынь дрынь. Я даю это тебе. А теперь дай это мне. Спасибо“. Если американские дети узнают, что мир — это место, в котором много разных объектов, то для японских детей мир — это в основном отношения.

На Западе ребенок с плохими знаниями математики, вероятнее всего, будет считаться лишенным способностей к математике и даже, возможно, к обучению. На Востоке же предполагается, что такой ребенок должен усерднее трудиться, или же что учитель должен работать больше, а может быть, нужно изменить среду обучения».