Интервью с профессором Ягеллонского университета Эдвардом Ненцким, психологом, занимающимся изучением интеллекта и творческого начала в человеке, автором книг «Тренировка креативности», «Психология креативности», «Интеллект: структура, генезис, функции», «Человек — разум — машина».
Gazeta Wyborcza: Я хотела удивить вас каким-нибудь экстраординарным вопросом, но, как на зло, мне не пришло в голову ничего нестандартного. Как вообще обстоит дело с креативностью? Она не приходит к нам по первому требованию?
Эдвард Ненцка (Edward Nęcka): Это качество проявляется в зависимости от ситуации, нашего эмоционального состояния. Можно запланировать, что во второй половине дня мы заполним налоговую декларацию, но то, что в ту или иную минуту нам в голову придет прекрасная идея, предсказать невозможно. Творческий человек отличается от менее творческого тем, что ему просто чаще приходят хорошие идеи. Но даже самые лучшие могут действовать совершенно некреативно.
— Это немного успокаивает. Интересно, можно ли придти к отличной идее, работая в одиночестве, или ключевую роль играет все же мозговой штурм?
— Человеческий фактор важен, творчество рождается на стыке разных идей. Самый лучший метод — интеллектуальный обмен, нужно слушать и читать других людей (лучше всего более умных), удобряя свой разум их идеями. При этом следует следить, чтобы не скатываться в подражание, а творчески перерабатывать их решения. Многим легче работается в группе. Группа дает энергию, люди взаимно стимулируют друг друга, и это положительно влияет на творческий климат. Но мозговой штурм вовсе не обязателен. Крайним интровертам он может повредить, их он заблокирует.
— Такие люди более креативны в уединении своих кабинетов?
— Эйнштейн якобы придумал свою теорию относительности, сидя за столом в госучреждении и блуждая мыслями. Ньютону на голову упало яблоко. Об Архимеде мы помним тоже. Так выглядят исторические анекдоты. Лучшие идеи действительно приходят из ниоткуда и внезапно?
— Не стоит слишком верить в эти легенды. Однако исследования показывают, что такое явление существует: под влиянием внешнего стимула у человека внезапно появляется идея. Что-то вроде яблока Ньютона. Это не обязательно будет прорывная теория. Такая ситуация может произойти с обычным человеком, который работает над задачей, требующей творческого подхода. Например, как написать рекламный слоган, обойти какую-то проблему при производстве, ограничить производственные расходы. Люди могут вдохновиться чем-то совершенно посторонним: они замечают аналогию, осознают это, соединяют факты, и — эврика!
— Можно ли стимулировать разум, чтобы такие моменты случались чаще?
— В моей книге «Тренировка креативности» я описываю примерно сто техник развития творческого мышления при помощи ассоциаций, аналогий, метафоризации. Можно развивать способность видеть отдаленные ассоциации. Выбрать два случайных слова, а потом постараться выстроить цепочку ассоциаций между ними. Например, как чайная ложка может ассоциироваться с кирпичом. А потом сокращать эту цепочку, чтобы вначале было пять звеньев, потом четыре, а потом уже — одно. Есть масса таких игр, в частности, о них можно узнать из моей книги, и тренироваться самому или с детьми.
— Детские ассоциации могут оказаться более свежими, чем наши. Как сохранить эту изначальную креативность?
— Принимать индивидуальность ребенка, его идеи, дать ему ощущение безопасности. Одновременно родители должны показать, что некоторое поведение допустимо лишь в определенном контексте: в ходе игры, дома. Можно сказать, что правила, рамки поведения убивают в ребенке креативность. В определенной степени, наверное, да, но с этим, пожалуй, стоит смириться.
— Креативность — это врожденное свойство?
— Роль генетического фактора здесь существенна, но гораздо меньше, чем в случае других психологических черт, таких, как интеллект, некоторые особенности темперамента. На развитие креативности сильно влияет окружающая среда, особенно в такие критические периоды развития, как детство, взросление.
— Уточним: «творческий» и «креативный» — это одно и то же?
— Мы говорим о креативности детей, и это верное определение. Креативность — это свобода фантазии, она необходима, чтобы быть творческим человеком, но одной ее недостаточно. Творчество связано со зрелостью. Это ответ на какую-то проблему, запрос общества. Творческий человек вносит что-то новое в некую область. Поэтому к ребенку такое определение, скорее, неприменимо. Его идеи могут быть смелыми, но они обычно не отвечают на общественные и индивидуальные запросы. Исключением можно назвать изобретение новых слов. Когда ребенок не знает, как назвать то, чем, он, например, накрывается, он придумывает слово «накрывашка». Это творческий метод решения проблемы, но все же не великая литература.
— В каком возрасте человек наиболее креативен?
— Закономерностей нет. Больше всего исследований было посвящено производительности ученых. В точных науках, как математика и физика, лучшие идеи приходят обычно раньше, а в философии и литературе — позже. В среднем у ученых момент пика приходится на 40 лет. Это такой возраст, когда человек уже обладает достаточными знаниями, стал экспертом в своей области, а одновременно не утратил энергии, фантазии, не погряз в рутине. Кто-то остается креативным всю жизнь. Можно по-разному оценивать, например, последние фильмы Вуди Аллена, но по меньшей мере некоторые из них великолепны.
— Какие черты темперамента способствуют креативности?
— Настойчивость и достаточный уровень энергии. Люди, у которых есть жизненное топливо, более креативны в создании новых идей. Творчество — это продукт не только тонких мыслительных процессов, но и жизненной энергии.
— Мы часто говорим рассеянный художник, несобранный гений. Сколько правды в таких стереотипах?
— Творческим людям сложно сосредоточиться, их может многое отвлекать: звуки за окном, шум. Рассеянное внимание способствует творчеству, но имеет побочные последствия в виде несобранности и совсем не творческого хаоса. Рассеянное внимание пропускает через себя в том числе незначительную информацию. В 99% она действительно не имеет значения, но в одном оказывается попаданием в яблочко, открытием. Так что блуждать мыслями полезно, чтобы дать пищу уму, но потом нужно сосредоточиться, чтобы сделать из идеи творение. Это проблема, так как все происходит в одном и том же разуме.
— А что с интеллектом? Умники — более творческие люди?
— Раньше считалось, что да, существовала так называемая гипотеза порога. То есть, до определенного момента уровень интеллекта и креативность идут рука об руку, а после эта закономерность пропадает. Необыкновенно умные люди бывают необыкновенно креативными, но порой они совершенно лишены творческого начала. Потом выяснилось, что эта гипотеза спорна, и теперь преобладает мнение, что эти черты друг с другом не связаны.
— То есть человеку со средним IQ могут придти в голову отличные идеи?
— Да. Может лишь возникнуть проблема с их переработкой в конечный продукт и, особенно, с тем, чтобы убедить в них других людей. В свою очередь, у исключительно творческих людей возникают фантастические идеи, но одновременно они обладают чем-то, что можно назвать лидерскими качествами. Это люди, за которыми пойдут другие. Так что для того, чтобы превратить хорошую идею в нечто конкретное, интеллект необходим.
— Помогает ли мыслить креативно хорошо развитая рабочая память?
— Зависит от творческой задачи. Если нужна неограниченная фантазия, рабочая память поможет мало. Но если перед нами стоит задача, которая требует интенсивного обдумывания, например, разработка новой технологии, решение технической проблемы, рабочая память будет важна. Ведь в таком случае нужно охватить умом всю тему, обладать воображением и знаниями.
— Художник, писатель, ученый: это творческие профессии. А остальные? Может ли быть креативным бухгалтер?
— Конечно. Был раньше такой термин, правда, употреблявшийся в негативном смысле, «креативная бухгалтерия». Если говорить серьезно, в каждой работе, даже чиновничьей, есть место творческому подходу. В офисной работе зачастую бывает много абсурдов, сложностей, которые возникают из-за того, что нечто «всегда так делалось». И тут приходит новый сотрудник и спрашивает: а обязательно ли так делать, ведь можно организовать все удобнее? Раньше во времена ПНР это называлось рационализаторством. Важно только чтобы начальство умело прислушиваться к идеям работников.
— Несколько лет назад вы изучали, какая атмосфера царит в польских фирмах. Как это выглядело?
— Картина довольно печальная. К сожалению, в большинстве компаний творческий потенциал растрачивается впустую, поскольку людям внушают, что работа — не место для творческого мышления. Такие исследования проводились также в других странах, и проблема везде выглядела похоже. Люди жалуются, что они не мыслят на своей работе креативно, даже если им предлагают поощрения и награды.
— Что их ограничивает?
— Сотрудники смотрят, как отреагирует на их идеи руководство. Они бояться «высовываться», чтобы не потерять работу. Представьте себе такую ситуацию. Начальник говорит: «Давайте устроим мозговой штурм, какие у вас идеи? Я думаю, следует сделать то-то и то-то».
— Заранее ясно, чья идея самая лучшая. Конец дискуссий.
— Это отчасти карикатура, но люди на высоких должностях часто так действуют. Они дают ясно понять, что весь этот мозговой штурм — только театр, который должен создать впечатление или убедить шефа, что он прав. Какое-то время я консультировал компании. Бывает, что фирма заказывает экспертизу, но владелец хочет лишь убедиться в том, что у него фантастические идеи. Проблема консервативности, рутины появляется даже в таких местах, где творчество — основа деятельности, то есть в научных учреждениях и исследовательских лабораториях.
— Эти работники когда-то вышли из польской школы. Это она убила в них креативность?
— Школа отвергает креативность по определению. Ее миссия — передавать знания. Вбивать их в голову и проверять. Это убивает творческое начало. Возможно, школа ставит неверные цели, возможно, ее миссией должно стать развитие личности и интеллекта. Хотя все не так плохо. Новые учебники учат думать. Например, в математике показывают, что к одной задаче можно подойти по-разному. Самое важное — это учитель. И в этом кроется проблема: нам недостает креативных людей. Решением могут стать творческие тренинги для преподавателей, чтобы они научились замечать креативную жилку у детей и развивать ее.
— Если у нас будут такие обученные кадры, мы сможем «производить» больше креативных людей, появится больше патентов и стартапов?
— Это необходимое, но не единственное условие. Патентов, инноваций не будет без творческих людей, но их во всем мире примерно одинаковое количество. Важны другие факторы: экономические, культурные, политические. Если эти люди попадут в компанию с патриархальной, феодальной структурой, они быстро научатся «не высовываться». Или уедут из страны. В Польше множество новых динамичных фирм, но ими зачастую управляют, как феодальными хозяйствами, и на определенном этапе развитие останавливается. До тех пор, пока это не изменится, мы не совершим скачка на этот более высокий, творческий уровень.