Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

В Белостоке появится музей памяти ссылок в Сибирь

© Фото : Štěpán Černoušek/Gulag.cz, www.gulag.czМертвая дорога
Мертвая дорога
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Осенью в Белостоке начнется строительство Музея памяти ссылок в Сибирь, посвященного депортации более чем миллиона поляков в 1940-е годы. Экспозиция будет также включать в себя рассказ о судьбе первых поляков в Сибири: от ссылок эпохи разделов Польши в XVIII веке и депортаций участников восстаний в XIX веке. Музей постарается ответить на вопрос, сколько поляков оказалось в Сибири.

Уже осенью в Белостоке начнется строительство Музея памяти ссылок в Сибирь, посвященного депортации более чем миллиона поляков в 1940-е годы.

«Когда в 2010 году я пришел на директорский пост в Музее польской армии в Белостоке, идея о создании Музея памяти ссылок в Сибирь уже была среди белостокцев популярна. Поэтому мы с моей командой могли заняться обдумыванием концепции и сценария экспозиции, — рассказывает Роберт Садовский (Robert Sadowski). — Белосток стал естественной точкой для появления такого учреждения, поскольку это самый крупный город с карты давней Польской республики, который дольше всего, с 22 сентября 1939 года, находился под советской оккупацией, а сейчас остался в наших современных границах. Согласно исследованиям белостокского историка Даниэля Бочковского (Daniel Boćkowski), в ходе четырех массовых советских депортаций 1940-х годов в Сибирь сослали около 20 тысяч жителей Белостока и близлежащих населенных пунктов. Если поговорить с жителями об истории, становится ясно, что советские преследования затронули почти каждую семью. Учитывая, что более 40% довоенного населения города составляли евреи, можно сказать, что холокост и депортации принесли гигантские потери и грозили разрушить идентичность Белостока. Некоторые жители никогда больше не вернулись в свои дома, некоторые переехали в другие города. Музей памяти ссылок в Сибирь призван, в частности, подчеркнуть эту идентичность и историческую память города. Мы не должны забывать о нашем прошлом, и обязаны напоминать о нем молодым поколениям.

Экспозиция будет также включать в себя рассказ о судьбе первых поляков в Сибири: от ссылок эпохи разделов Польши в XVIII веке и депортаций участников восстаний в XIX веке.

Завоевание Сибири

«Наш рассказ мы начнем, однако, с завоевания Сибири в XVI веке, когда россияне при Иване Грозном, на время царствования которого пришлись также польско-российские Северные войны, начали завоевывать сибирские ханства, — рассказывает директор музея Роберт Садовский. — Земли за Уралом были изначально территорией, подвергшейся колонизации, а одновременно превращались в тюрьму для многих народов, в том числе самих русских. Граждане Речи Посполитой, польские военнопленные, захваченные в ходе упомянутых Северных войн, оказались там уже во время первой экспедиции Ермака в 1581 году, которую считают началом завоевания Сибири. В каждой очередной российской экспедиции в разных ролях, как пленные и как колонизаторы, оказывались наши соотечественники.

Со временем Сибирь стала российской колонией, которой была нужна рабочая сила, а ей выступали как российские преступники, так и политические ссыльные, среди которых значительную часть с момента разделов Польши составляли граждане Речи Посполитой: священники, шляхта, участники Барской конфедерации, в том числе Мауриций Беневский (Maurycy Beniowski), о котором писал Юлиуш Словацкий (Juliusz Słowacki).

Также мы хотим напомнить о вкладе поляков в цивилизационное развитие этих территорий, — говорит директор Садовский. — Среди таких людей следует вспомнить, например, о брате Юзефа Пилсудского Брониславе (Bronisław Piłsudskiego) — одном из самых известных этнографов, описывавших народы Сибири. Достойны упоминания также геологи Александр Чекановский (Aleksander Czekanowski), Бенедикт Дыбовский (Benedykt Dybowski) и Ян Черский (Jan Czerski), а также выдающийся знаток культуры якутов Вацлав Серошевский (Wacław Sieroszewski). Друг Адама Мицкевича Томаш Зан (Tomasz Zan) организовал экспедицию, которая искала месторождения золота. Польская компания K. Rudzki i S-ka построила за Уралом много железных мостов на трассе Транссибирской магистрали, в том числе Хабаровский мост длиной 2500 метров, который был тогда самым длинным в Европе и Азии. Поляки делали в Сибири и политическую карьеру: Болеслав Шостакович (Bolesław Szostakowicz) был в начале века иркутским градоначальником. Нам есть о чем рассказывать и чем похвастаться».

Музей постарается ответить на вопрос, сколько поляков оказалось в Сибири.

«Это наверняка будет нелегко, потому что неясности остаются даже по поводу ближайшего к нам периода, 1940-х годов. Высылки не закончились с окончанием Второй мировой войны: бойцов Армии Крайовой, участников акции "Буря" и антикоммунистического партизанского движения ссылали и позже, — объясняет директор Садовский. — Такая судьба постигла также несколько сотен бывших солдат армии Андерса (Władysław Anders), которые после возвращения в свои дома в регионе Гродно вновь попали в сибирский ад.  В целом данные советской армии говорят о более чем 300 000 сосланных поляков, но следует помнить также о тех, кто был включен в ряды советских вооруженных сил, их семьях и многих других категориях переселенцев, и это дает в итоге почти миллион человек. Дальше всего в подсчетах идет "Союз Сибиряков", который говорит о 1,3 миллиона депортированных. Я не знаю, удастся ли нам когда-нибудь узнать окончательную цифру, но мы будем к этому стремиться».

Депортации

Основное внимание сосредоточат в музее на депортациях 1940-х годов, потому что в живых еще остались участники и свидетели этой истории.

«По нашим оценкам таких поляков осталось несколько тысяч, — рассказывает Роберт Садовский. — Мы хотим в первую очередь показать роль простых ссыльных, потому что в нашей истории, что понятно, обычно говорят о героях, которые боролись с оружием в руках. Между тем стоит рассказать о неявных героях тех дней, которые несмотря на ссылку демонстрировали в своей ежедневной жизни преданность польской культуре, нашей традиции. Ведь в Сибирь ссылали не тех, кто встречал солдат Красной армии, как победителей, арками из цветов, а тех, кто сопротивлялся: военных "осадников", лесников, семьи убитых в Катыни офицеров. В Сибири они старались спастись трудом от деградации и цивилизационного разложения. Поэтому мы хотим показать не только фотографии и предметы культового назначения, но и вещи, использовавшиеся в будничной жизни. Ведь они служили фундаментом, позволявшим выжить на этой "Бесчеловечной земле", о которой писали Юзеф Чапский (Józef Czapski) и Густав Херлинг-Грудзинский (Gustaw Herling-Grudziński). Мы подчеркнем, что те, кто выжил в ссылке и вернулись домой, продолжили сопротивляться коммунистической власти. Мы также не забудем о том, что в отличие от сотрудников НКВД многие россияне помогали полякам выжить».

Воплощение в жизнь проекта Музея памяти ссылок в Сибирь находится уже на заключительной стадии.

«Мы выбрали один военный склад, построенный в 1930-х годах, который находится на улице Венгельна, это недалеко от станции Белосток Фабричный, где начиналась каторга многих депортированных, — рассказывает директор Садовский. — Новое здание расположится на участке в 1,5 гектара. Я надеюсь, к концу июля вместе с проектом самого здания и разрешениями на строительство у нас уже будет исполнительная документация к экспозиции».

Семью Рафала Рудницкого (Rafał Rudnicki), заместителя градоначальника Белостока, в 1939 году депортировали из села Броница Львовского воеводства в Казахстан, оттуда она попала в Нижний Тагил. Деду Рудницкого удалось выбраться оттуда только с армией Берлинга (Zygmunt Berling), а отец помог уехать из Сибири одному из своих двоюродных братьев.

Все силы

«Нас всех объединяет история, поэтому инвестицию поддерживают все политические силы Белостока, — заявил заместитель мэра Рафал Рудницкий. — Все считают Музей памяти ссылок замечательным проектом, в том числе потому, что мытарства депортированных завершились счастливым финалом, и мы хотим показать это в заключительной части экспозиции, которая продолжает обсуждаться. Несомненно одно: тем, кто вывозил поляков в Сибирь не удалось сломать польский народ, а пример Белостока показывает, как динамично развивается современная Польша. Поэтому нам особенно важно создать музей с общенациональным посланием. Мы рады, что нам оказало поддержку Министерство культуры и национального наследия. Программа "Инфраструктура для культуры" предусматривает выделение 4,5 миллионов злотых (около миллиона евро, — прим. перев.). Мы подавали заявку на 16 миллионов (около 3,6 млн. евро, — прим. перев.), что должно было покрыть половину стоимости строительства. Министр Ярослав Селлин (Jarosław Sellin) уже пообещал, что дотация будет увеличена. Такое заявление прозвучало в ходе встречи с мэром Белостока Тадеушем Трусколаским (Tadeusz Truskolaski). Увеличение финансирования может произойти в следующие годы. Министерство культуры уже обещало, что оно будет принимать участие в управлении музеем. Нам важна эта поддержка, а пример Музея проклятых солдат (участников подпольного антикоммунистического движения 1944-1956 годов, — прим. перев.) в Остроленке  показывает, что учреждения такого рода могут рассчитывать на правительственную поддержку. Тем более что формирование памяти о ссылках в Сибирь вписывается в историческую политику партии "Право и Справедливость" (PiS). Белостокские члены городского совета от PiS поддерживают проект».

Однако поправки в законы о государственных заказах, которые провел Сенат, несколько осложняют деятельность органов самоуправления. «Несмотря на это мы бы хотели объявить конкурс на строительства и обустройство территории уже на рубеже июня и июля, — заявляет Рафал Рудницкий. — Это значит, что работы смогут начаться в октябре, вместе с отделкой они займут примерно четыре года. На обустройство интерьера Белосток постарается получить дотацию ЕС, в которой 85% составят европейские средства и 15% — городские».

Локальные сообщества

«В каждом польском городе должны появиться институты, которые помогут локальным сообществам рассказать свою историю, так, чтобы она была понята и на местном, и на общенациональном, и даже на европейском уровне, — сказал нам директор Музея Варшавского восстания Ян Олдаковский (Jan Ołdakowski). — Музей памяти ссылок — это именно такой важный проект, который имеет надрегиональное значение. Он поможет напомнить важные для региона и всей Польши события последних двухсот лет, связанные с депортацией поляков. Докажет, что все это не сломило дух народа и жителей Белостока, которые несмотря на сложное прошлое создают сейчас живой, успешно развивающийся город. Этот проект следует поддержать, тем более что по польским меркам он не очень дорог. Раз его подготовили органы самоуправления, он должен получить помощь от государства».

Обсуждение
Комментариев: 40
Правила
Эта статья опубликована более, чем 24 часа назад, а значит, она недоступна для комментирования. Новые материалы вы можете найти на главной странице.
jadefalcon
26 июня 2016, 00:37
Гулаглэнд!
W
WanX
26 июня 2016, 10:24
а, главное, ни слова лжи! ))) samlib.ru/t/taljaka/q.shtml
selfwater
26 июня 2016, 00:50
А нет ли у них музея по разделу Чехословакии?...
Кр
Консервативный реакционер
26 июня 2016, 15:40
selfwater, это всё сурковскаяпропаганда! Польша всегда была святочем добра, милосердия, цивилизации... Ну, вы понимаете :)
дорожная рота
26 июня 2016, 00:53
Их послушать, так Сибирь осваивали одни поляки.
АГ
Александр Глушков
26 июня 2016, 09:15
дорожная рота, И напрасно смеётесь! Они уже предъявляли права на большую часть Сибири! Одного они не могут понять: если всех нынешних поляков равномерно размазать по всей Сибири, то получится не более 100 г/кв км!
r
ru-al-ko
26 июня 2016, 12:29
дорожная рота, скоро начнут подсчитывать ущерб и вклад поляков в развитие Сибири?
S
Sulako
26 июня 2016, 00:54
Как не считай, но русских в польских концентрационных лагерях умерло много больше.
АГ
Александр Глушков
26 июня 2016, 09:17
Sulako, Таки немцы их даже не ссылали- кончали на месте!
U
U-2
26 июня 2016, 11:30
Александр Глушков, а поляки с литовцами помогали фашистам кончать евреев.
АГ
Александр Глушков
27 июня 2016, 13:48
U-2 Короче: все кончали всех, в крайнем случае "переопыляли". Но Немцы обязаны платить лишь евреям, а Русские- ВСЕМ остальным!
о
ортодокс2
26 июня 2016, 01:46
Пусть построят музей в память о прогулке по лесам по руководством сусанина.
Кр
Консервативный реакционер
26 июня 2016, 15:41
ортодокс2, кот Качинского не одобряЭ ваши измышления! :)
Эрик Клептон
26 июня 2016, 04:20
"многие россияне помогали полякам выжить» - как же многие россияне тогда ошиблись....
Кр
Консервативный реакционер
26 июня 2016, 15:41
Эрик Клептон, да и теперь друзей у польши в России черезчур много...
i
inkognito
26 июня 2016, 04:25
Ну кому это интересно? ------------------------'' Поляки думают, что всем. А на самом деле только им, и то не всем.
P
Pluto999
26 июня 2016, 06:40
>>> это именно такой важный проект... Угу, русофоб-"политолог" Гела Васадзе из Тбилиси это подтвердит - он и сам лично водит грузинских детишек в такой музей. Кстати, обратите внимание какой день для "урока любви к Родине" выбрал этот постоянный автор "Эха Москвы". ФБ, 22 июня 2016 Gela Vasadze June 22 at 5:58pm · первый урок любви к Родине, дети в музее советской оккупации.
mmihin
26 июня 2016, 06:48
Среди "миллионов" поляков в Сибири, я так понимаю, и армия Андерса - укомплектованная и откормленная за счет СССР, но... категорически не желающая воевать на восточном фронте и слинявшая в Иран от греха подальше. )
П
ПетроДворцовый
26 июня 2016, 07:48
А раздел "Концлагеря США" тоже открыт? Концлагеря в США видны из Космоса Довольно интересный заголовок, правда? Суть в том, что в США располагается порядка 800 концентрационных лагерей, под официальным управлением FEMA (Federal Emergency Agency) – структуры наподобие нашего МЧС. Дабы убедиться в этом, введите в Google Maps — fema camps. Интересно? Тогда дальше подробнее и еще интереснее. FEMA (Federal Emergency Agency) – Федиральная Служба США, которая действует при разнообразных потопах, землетрясениях и так же подразумевается что на ее плечи ляжет «успокоение народных масс» в случаи массовой истерии или неподчинению. Права у этой организации могут быть неограниченные, в случаи, если президент США введет директиву 51 (PDD 51) по сути которой , вводиться президентская диктатура и диктатура FEMA с возможностью объявления чрезвычайного или военного положения при любой «масштабной катастрофе» и фактической отмена Конституции (жителям США придётся забыть о своих правах). Подготовка и обслуживание всей этой системы идет уже более 25 лет, самая активная фаза началась после инцидента 9/11. 9/11 был переломным моментом, одной из важнейших целей которого было массированное ограничение прав и свобод граждан (Patriot Act, Homeland Security и т.д.) под соусом необходимости дотоле не существовавшей в подобных масштабах «борьбы с терроризмом». В 1984 году американская армия совместно с полицией иFEMA (далее МЧС), провели масштабно секретное учение — REX (Readiness Excercise) 84, в котором отрабатывалось массовое задержание, арест и интернирование американских граждан с одновременной остановкой действия Конституции. Не так давно стали появляться материалы о FEMA-camps — странных учреждениях на основе военных баз, которые якобы являются спасательно-реабилитационными центрами МЧС для массового размещения, медицинского и т.д. обслуживания граждан на случай ЧС (ураган, эпидемия, террактов и т.п.). Этих лагерей, разбросанных по всей территории США, в данный момент лагерей порядка 800 штук... www.e-xecutive.ru/blog/selfactualization/11671.php
Ходжа Насреддин
26 июня 2016, 07:57
Земли за Уралом были изначально территорией, подвергшейся колонизации, а одновременно превращались в тюрьму для многих народов, в том числе самих русских. -------------------------------------------------------------------------------- Ну что-же, у Ивана Грозного были весьма достойные последователи и в первую очередь Соединенное Королевство Великобритания, ныне оплот демократии и свободного мира, которая после завоевания Австралии сделала ее местом ссылки преступников всех мастей. Правда в Австралии гораздо теплей, чем в Сибири. Так-же Британия не гнушалась ссылать преступников и в Северную Америку, в результате чего получилось то, что имеем - США. Да и другие страны превращали заморские колонии в место ссылки преступников - Франция, Испания.
Эрик Клептон
26 июня 2016, 08:56
Ходжа Насреддин, в отличии от Ивана Грозного и Сталина, которые ссылали в Сибирь инакомыслящих, гомосексуалистов и поляков, ни Англия, ни США не объявляли данные категории людей преступниками, поэтому в т.к. называемых "колониях" был абсолютный рост демократии и естественный прирост численности населения.
АГ
Александр Глушков
26 июня 2016, 09:20
Эрик Клептон,
Ходжа Насреддин
26 июня 2016, 11:34
Эрик Клептон, конечно рост демократии в указанных вами странах превзошел все мыслимые пределы, да и рост населения тоже. Однако, при этом в Северной Америке были почти уничтожены коренные жители - индейцы, а уцелевшие остатки были согнаны в резервации, где они и живут по ныне, развлекая публику атрибутами псевдоиндейской культуры. Та же участь постигла и австралийских аборигенов. Кстати, при, жутко вами ненавидимом, Сталине все малые народы Сибири, Дальнего Востока, Средней Азии, Кавказа получили свою письменность. Что-то о письменности индейских племен я не слыхивал. А на счет лиц не традиционной ориентации, я считаю, что это преступление против человеческой природы, тем более если это выносится на всеобщее обозрение. А всякое преступление должно быть наказуемо. Для примера, почитайте Библию про Содом и Гоморру.
Эрик Клептон
26 июня 2016, 11:52
Ходжа Насреддин, "..в Северной Америке были почти уничтожены коренные жители - индейцы, а уцелевшие остатки были согнаны в резервации, где они и живут по ныне, развлекая публику атрибутами псевдоиндейской культуры. Та же участь постигла и австралийских аборигенов. Кстати, при, жутко вами ненавидимом, Сталине все малые народы Сибири, Дальнего Востока, Средней Азии, Кавказа получили свою письменность. Что-то о письменности индейских племен я не слыхивал..." Индийские племена получили, при так вами понукаемой демократии, возможность реализовать свои творческие способности в Америке, но, что-то я не слышал, про такое же творческое развитие в Сибири поляков и геев, сосланных Сталиным и Иваном Грозным. От них даже резерваций не осталось, и их потомки вынуждены сейчас влачить жалкое существование в полуподпольных условиях в Москве под жёстким гнётом путинского ФСБ.
Ходжа Насреддин
26 июня 2016, 12:29
Эрик Клептон, во-первых, не индийские, а индейские племена. Во-вторых, насчет развития творческих способностей этих племен, хотелось бы получить факты о национальной (индейской) литературе, поэзии, музыке, живописи, театре. В американской культуре индейская "самобытность" создана и культивируется европейцами, и имеет цель создание шоу. А индейцы лишь исполнители фольклорных сцен - участники шоу. Относительно геев. Во времена СССР, естетсвенно и при Сталине, в уголовном кодексе существовала статья о мужеложестве, виновным давали реальный срок, кажется лет 5-6, в исправительно-трудовых колониях общего режима, которые располагались не только в Сибири, но и в других частях страны. Специальных поселений, или лагерей для этой категории осужденных не было. По крайней мере уже лет двадцать в России эта статья отменена, по моему разумению зря. Так вот, если бы даже были эти специальные поселения, то за этот срок, без поступления новых поселенцев, в силу естественных причин эта категория людей вымерла бы. Теперь про поляков, которых в России ссылали в Сибирь дважды. Первый раз в 1865-1866 годах после польского восстания. И что вы хотите? Виновники в противогосударственном мятеже, а Польша была частью Российской Империи, были осуждены и направлены на каторгу в Сибирь. Второй раз поляков ссылали в Сибирь после присоединения в 1939 году Западных Украины и Белоруссии к СССР. Необходимо помнить, что Советский Союз находился на пороге войны с Германией. Присутствие враждебно настроенных к России лиц в приграничной зоне не позволяло спокойно заниматься обороной страны. Постоянно можно было ожидать удара в спину. Поэтому поляки и были высланы подальше от границы, в том числе и в Сибирь. Кстати много поляков были высланы и в Среднюю Азию. Два дня назад на этом сайте была опубликована об этом статья. Правильность такого решения в дальнейшем было подтверждено возникновением антисоветского и антироссийского бандеровского движения на западной Украине, читай в бывших польских областях. Кстати, после войны все поляки вернулись на Родину.
Эрик Клептон
26 июня 2016, 12:42
Ходжа Насреддин, после падения советского режима и железного занавеса, все сосланные в Сибирь, и поляки, и геи, и многие другие, в одночасье вернулись на родину, не удерживаемые, более, многочисленными войсками НКВД-КГБ. А много индейцев пожелало уехать из США? Наоборот, США сейчас являются центром притяжения!
Ходжа Насреддин
26 июня 2016, 12:50
Эрик Клептон, а для чего индейцам уезжать из Америки это же все таки их родина? Где, и кому они нужны на чужбине?
Эрик Клептон
26 июня 2016, 13:27
Ходжа Насреддин, ну их же там "угнетают" и они в "резервациях"! Только они не желают оставлять свою "тюрьму"! Мало того, что положение индейцев настолько комфортно, что среди них нет ни евреев, ни оппозиционеров! Даже нет, по видимому, оппозиционных СМИ, противостоящих кремлёвскому режиму! Просто нет в них необходимости, в отличии от путинской России!
as99 tt
26 июня 2016, 08:29
А когда же будет наконец создан в Польше музей про польский тухольский лагерь смерти для русских военнопленных?
mig
26 июня 2016, 08:52
"Земли за Уралом были изначально территорией, подвергшейся колонизации, а одновременно превращались в тюрьму для многих народов, в том числе самих русских" ------------------------------------------------------------------------ Нельзя подвергнуть колонизации практически пустое пространство.А про тюрьму народов вообще смешно.Наши малые народности жили,живут и будут жить. Один наш дипломат уже ответил США,когда они вякнули про тюрьму народов.-"У вас(США) кладбище народов".
U
U-2
26 июня 2016, 11:28
неплохо было бы организовать в РФ (предлагаю Калининград) музей зверств концлагерей пленными красноармейцами после гражданской войны, материалы по депортации поляками с трети нынешней своей территории, подаренной Польше Сталиным.
z
zakat
26 июня 2016, 11:34
в следующий раз(а он наступит) ,предлогаю как мой дед делал( после войны сначала бандеровцев ловил,а потом лесных братьев), брал и расстреливал.
N9
N 99
26 июня 2016, 13:27
Дожились поляки, считают польских строителей Транссиба и хабаровского моста, золотоискателей и советских военнослужащих польской национальности депортированными. Этак скоро бело-чехи, укравшие российское золото, станут жертвами ГУЛага.
ИС
Из СПб
26 июня 2016, 13:35
Зачем Ермаку в боевой поход тащить пленных поляков? Да и про колонистов-поляков с "тюрьмой народов" но не в Сибири, а на Украине и Белоруссии давно известно. Когда даже проезжие иностранцы (Боплан) ужасались положению крестьян под гнётом вельможных панов.
Aquarius
26 июня 2016, 15:29
типичная очередная брехня по рассекреченным документам, в таких объемах пшеков не "завозили" в Сибирь. Если сразу врать так нагло и читать дальше незачем.
Кр
Консервативный реакционер
26 июня 2016, 15:39
В России следует открыть музей польских концлагерей 1920-х годов. Но не откроют - типа, мы же такие добрые...
0
0ncnjqybr
26 июня 2016, 16:22
"Земли за Уралом были изначально территорией, подвергшейся колонизации, а одновременно превращались в тюрьму для многих народов, в том числе самих русских" Полякам надо музеи глупости открывать - как на её исторической родине.
N
Ny_Ja
26 июня 2016, 21:54
"Если поговорить с жителями об истории, становится ясно, что советские преследования затронули почти каждую семью. Учитывая, что более 40% довоенного населения города составляли евреи, можно сказать, что холокост и депортации принесли гигантские потери и грозили разрушить идентичность Белостока". Интересно, только мне кажется, что в таком контексте и холокост представлен делом рук Советов?
Весталка
26 июня 2016, 22:52
В результате начатой Польшей против Советской России войны, были захвачены в плен свыше 150 тыс. чел.красноармейцев, вместе с политзаключенными, интернированными, белогвардейцами и др. около 200 тыс. чел. В десятках концлагерях и тюрьмах заморено голодом, замучено около 100 тыс. чел., варварски, даже более жестоко чем в Фашистской Германии. Спасибо этой статье, много нового я прочитала, мы жили в СССР, где такие факты замалчивались, а за последние 25 лет руки, видимо, не доходили. Поискала в интернете, музея не нашла, не пора ли россиянам узнать всю правду. Музею быть, хорошо бы в Калининградской области, врага нужно знать в лицо, а оно ой как отвратительно.
GreyCat
27 июня 2016, 13:49
Очередной польский проект века. Следующая идея по смыслу - потребовать объявить русскую березу вне закона.
Эта статья опубликована более, чем 24 часа назад, а значит, она недоступна для комментирования. Новые материалы вы можете найти на главной странице.
Рекомендуем