Официальная реакция Кремля на Брексит остается сдержанной, но на самом деле Москва ликует. В Киеве — все наоборот. Украину охватила тревога, ведь она лишилась одного из важнейших сторонников в Евросоюзе.
«Теперь Евросоюз будет опираться на ось Париж — Берлин — Рим, где отношение к санкциям гораздо мягче», — сказал Николай Топорнин, доцент российского дипломатического вуза МГИМО, сетевому изданию gazeta.ru.
«Великобритания считалась мостом, связывающим ЕС с США. После британского референдума это связующее звено в Евросоюзе исчезнет», пояснил тому же изданию заместитель директора Совета по внешней и оборонной политике Дмитрий Суслов. Формально Совет по внешней и оборонной политике — экспертная организация, но она связана с президентом.
Официальный тон Кремля — сдержанный триумф. Глава комитета Думы по международным делам Алексей Пушков написал в Twitter, что бессмысленно обвинять Россию в исходе референдума:
«Россия здесь ни при чем. Это поражение самих противников Brexit. И личный провал Барака Обамы».
«Надеемся, что в новых реалиях все-таки понимание необходимости выстраивания добрых отношений с нашей страной возобладает. Но мы не рассчитываем на отмену санкций вследствие Брексита. Это совершенно иной процесс», — заявил Песков «Интерфаксу».
Киев отреагировал по-другому. Британия была одним из важнейших союзников Украины в вопросе антироссийских санкций, и то, что британцы теперь покидают ЕС, очень встревожило украинскую политическую элиту.
«Украина теряет самого верного союзника. ЕС оказался в глубоком кризисе», — подчеркнул Сергей Лещенко, молодой реформатор, последовательно борющийся против коррупции.
Вице-спикер парламента Ирина Геращенко констатировала, что результаты британского референдума осложнят переговоры по планируемому безвизовому режиму между Украиной и ЕС. А президент Петр Порошенко «рассчитывает», что санкции продолжатся. Он призвал Евросоюз найти путь к сердцу евроскептиков.
Сильный и амбициозный Европейский Союз — косвенное условие успешных реформ на Украине. Единственный мощный противовес прежней коррумпированной политической элите — консолидированный ЕС, который требует реформ в обмен на отмену виз, а также экономическую помощь стране и потенциальный статус кандидата в ЕС.
Но этого ЕС больше нет.
Что касается России, то ее власти, разумеется, понимают, что выход Британии не приведет к отмене санкций или другим аналогичным прорывам. Скорее, речь идет об общей тенденции: Брексит заставит националистов в Нидерландах и Франции выдвинуть новые требования, он запустит процессы, которые еще больше ослабят Европу и позволят Кремлю вбивать еще больше клиньев между европейцами.
Любимая тактика Путина подразумевает, что все плюсы, которые можно вынести из определенной ситуации, используются на 100%. Чем больше трудностей у противника, тем Путину лучше.