Еще один банкомат с никому не известным названием, и та же надпись на экране: «Данную операцию по карте невозможно выполнить». С помощью карт Visa или Mastercard невозможно расплатиться ни в гостинице, ни в магазине, ни в кафе.
«Извините, пока банковские карты не обслуживаем», — так реагируют в Крыму на кредитную или дебетовою карту в протянутой руке. С этой проблемой я сталкиваюсь уже в энный раз — понимаю, что снять с моей европейской карты или расплатиться с ее помощью не удастся. На аннексированном полуострове нет ни одного филиала международных банков, а операции по картам Visa или Mastercard невозможны. В Крыму есть банкоматы с никому неизвестными названиями: Rossya, RNKB, GenBank, Marskoyи Krayinvest. Это временно учрежденные дочерние филиалы российских банков для внутреннего рынка полуострова.
Из-за финансовых санкций здесь сталкиваются с очевидными трудностями — те, у кого есть счет в украинском банке, деньги на полуострове обналичивать не могут. Местные банки также не могут осуществлять международные переводы. Банкоматы принимают карты российских банков, но если хочешь снять деньги, возьмут большие комиссионные. Крымчане предлагают мне два выхода — или ехать в ближайший город на украинской территории, или на пароме переправиться из Керчи в Россию. Понимая, что уехав с полуострова на Украину, назад вернуться я не смогу, отправляюсь в Россию. От Севастополя до ближайшего банкомата навигация показала 293 км. Правда, в Крыму, где проживают 2 млн. жителей, не действует и роуминг, поэтому покупки по интернету также невозможны из-за действующих в европейских банках правил безопасности. Путешествие к банкомату Через пять часов, ранним утром приезжаю в Керчь. Водитель микроавтобуса признал, что цель большинства пассажиров — банкоматы на другом берегу. Керчь от России отделяет узкий пролив. Между переправами «Крым» и «Кавказ» каждый день курсируют пассажирские и грузовые паромы. На таком пароме в Керчь прибыли и заняли терминал военные российских спецподразделений, которые вторглись в Крым весной 2014 года. Сегодня терминал только напоминает о действовавшем здесь КПП. Сейчас на пароме за 150 рублей (около 2 евро) можно отправиться на другой берег, а сотрудники парома только проверяют багаж.
На паром «Победа» двинулась очередь пассажиров, рядом выстроились машины. Среди грузовых автомобилей — машина российской почты, порожние фуры едут за различными товарами и продуктами. Между ними лавируют два мотоцикла. На черных костюмах байкеров красуются две красные буквы «НВ» — это символика клуба байкеров «Ночные волки». Верхние палубы парома и пассажирский зал заняли люди. В течение получасовой переправы одни смотрят на горизонт, другие разговаривают за бокалом пива в баре. У работника парома спрашиваю, где найти ближайший банкомат. «Как только сойдете с парома, сразу увидите несколько банкоматов. Есть такое дело. Люди едут сюда обналичивать деньги. Большинство, едва сходят с парома, сразу спешат к банкоматам. Если повезет, снимают нужную сумму, и, не выходя с территории порта, возвращаются на паром», — рассказал молодой человек. Надеются на отзыв санкций По пути к переправе «Кавказ» паром «Победа» разминулся с двумя военными катерами и грузовым паромом, на котором в Крым переправляют стройматериалы, цистерны с нефтью. По другую сторону вдалеке виднеется строящийся мост, который должен соединить Россию с полуостровом. Как только спускаешься с палубы парома, сразу же видишь банкоматы. К ним направляется группа людей. В очереди стоит и Николай. Он прибыл сюда из Севастополя.
«Да, здесь всегда много людей. Видите, санкции никому ничего хорошего не дают. Ведь страдают и зарубежные банки. Я рад, что некоторые страны Европы уже говорят о смягчении», — с надеждой сказал Николай. Он приезжает сюда в третий раз. В прошлый раз приезжал, поскольку был заблокирован э-банкинг, поэтому надо было ехать в ближайший филиал российского банка. По подсчетам Николая, поездка из Севастополя к банкомату и назад занимает целый день: «Уезжаю рано утром, приезжаю поздно вечером». Стоящая в очереди женщина с ребенком сказала, что регулярно приезжает сюда. «Если бы я сняла деньги со своей российской карты в Крыму, то сняли бы большие комиссионные. Тут их не взимают, вот и экономлю, приезжаю из Феодосии». Здесь действуют два банкомата. Мужчина, стоящий у банкомата Gasprombank, информирует, что в нем деньги уже закончились. Очередь у второго стала длиннее, люди начинают беспокоится, вдруг не хватит денег. Крымчанин Петр сожалеет в связи со сложившейся ситуацией: «Видите, живем в 21 веке, и тут столько должны ехать, чтобы снять деньги. Если бы не санкции, в Крыму все было бы хорошо. А сейчас мы вынуждены тратить время на такие мелочи, о которых даже не задумывались прежде. От этого пользу получают только власти и банки, но не люди». Петр часто ездит за покупками в Россию, поэтому, при подходящем случае, занимает очередь к банкомату.
Отстояв в очереди 20 минут, получаю максимальную сумму — 5 тысяч рублей (около 70 евро). Возвращаюсь на тот же паром. Надежды связаны со строительством моста Набережную Керчи омывают воды Черного моря. В нескольких километрах можно искупаться на пляже Азовского моря. На длинной набережной в ветреную погоду стоят несколько рыбаков. Издалека доносится звук молотков — это сколачивают леса. «Все наши надежды связаны с этим мостом. Украина здесь все закрыла, хорошо, что хоть порт оставила. Живем в изоляции, поэтому и ждем, когда сможем попасть в Россию по мосту», — сказал один из рыбаков. Ему вторили и другие, перечисляя, какие компании после аннексии закрылись в Крыму.
«Все подорожало, остановилось строительство — ведь все товары доставляют на пароме, а это повышает цену. Когда появится мост, Крым расцветет», — сказала рыбачившая рядом женщина старшего возраста. Строительство моста между Керчью и Краснодарской областью России планировалось еще в царские времена. Сейчас это одна из основных тем не только в Керчи, в Крыму, но и в России. Мост строит компания близкого приятеля президента РФ Владимира Путина миллиардера Аркадия Ротенберга «Стройгазмонтаж», которая до этого прокладывала газопроводы. Этот огромный проект строительства моста протяженностью 19 км критикуют за выросшее в несколько раз финансирование: по предварительным подсчетам, мост обойдется российским налогоплательщикам в 50 миллиардов рублей, однако сейчас, спустя больше года, уже говорят о другой суммы — 228 миллиардов рублей (почти 3 миллиарда евро). В Керчи, кажется, об этом никто не думает. Хотя с определенной долей сомнений, но люди все же ждут, что мост будет построен в 2018 году. Тогда, как обещают подрядчики, в Россию можно будет ехать на скорости 120 км/ч. Привет Литве В начале лета в Крыму довольно прохладно, однако некоторые люди уже купаются. За ныряющими в море молодыми людьми наблюдают четверо.
«Не холодная вода?» — интересуются женщины. Они пригласили меня присоединиться. Татьяна, Тамара и Иван и Александр отмечают пятничный вечер. Просто на газоне, рядом с многоквартирным домом у набережной аллеи, компания расстелила скатерть с угощениями. Мне предложили жареную курицу, овощи и рюмку коньяку, ну «чтоб не простудился». Kaip sekasi? («Как дела?»), — по-литовски обратился ко мне Иван. Мужчины, узнав, что я из Литвы, стараются вспомнить литовские слова, которые выучили во время поездки в Литву 20 лет назад. Тогда они побывали в Клайпеде, Вильнюсе и в Каунасе. «Мы работали на рыболовных судах. Часто швартовались в Клайпедском порту. Литва нам очень понравилась, поэтому мы ездили туда с семьями», — рассказали Иван и Александр. Компания обсуждала строительство моста: «Говорят, что через два года сюда будут мчаться машины, а в 2020 г. планируют и рельсы проложить. Недавно довелось побывать на Тузле, там можно увидеть строительство моста с близкого расстояния». Люди уверяют, что стройка идет и днем и ночью: «Даже на 9 мая доносился стук. Правда, в последнее время стало тише. Говорят, денег не хватает». Татьяна не скрывает, что она ждет открытия моста: «Я — жительница Керчи, для меня это очень важно. Ведь со стороны Украины полная блокада. Это действительно изменит регион. Говорят, по мосту приедет больше туристов из России».
Я рассказал, почему приехал в Керчь, на что мне ответили: «Да, мы встречаем таких людей, которые едут через весь Крым, чтобы снять деньги в банкомате». На вопрос, что изменилось после аннексии, все сошлись во мнении, что Керчь стала перевалочным пунктом — очень часто курсируют грузовые паромы, в городе заторы, однако на побережье стало меньше мест, где торгуют сигаретами, появилось больше пространства для развлечений. «Я простой человек, и мне кажется, что коррупция уменьшилась. Раньше, вот, скажем, хочешь попасть в санаторий, плати кому-то в карман. Сейчас все проще. Может ушли коррумпированные кадры? Также новая полиция улучшила ситуацию, стало меньше криминала», — сказал Александр. «Я заметил, что усилился патриотизм и культ советских, российских личностей», — дополнил его Иван. Пора на автобус, мои знакомые уже собрали мне гостинец в дорогу. «Проголодаешься в пути. Передавай привет Литве, скажи, что мы вспоминаем ее с ностальгией», — простились со мной Иван, Александр, Тамара и Татьяна, дав с собой огурцы, кусок курицы и пирога.