На днях журналист Weekendavisen Сёрен К. Виллемоес (Søren K. Villemoes) написал в своем Фейсбук одну правильную вещь: «Последний эпизод „Игры престолов“… смотрите, вот такой феминизм мне нравится, к власти хитростью и цинизмом. Уничтожай противников. Изменяй мир к лучшему. И никакой болтовни о кормлении грудью в Illum».
Как и Виллемоес, я поклонница фэнтези-сериала «Игра престолов» с его драконами и зомби. Действие разворачивается в мрачной средневековой атмосфере, но сериал демонстрирует интересное и прогрессивное отношение к гендерным ролям. Мужчины и женщины там практически равноправны, и у женских персонажей не меньше, чем у мужчин, шансов на Железный трон в Королевской гавани, который дает власть над всем миром.
Сила сериала в том, что он не просто полон секса, разврата и интриг, но и рушит стереотипы, а многие его персонажи развиваются по ходу действия. Главные герои умирают, никто не в безопасности, и хорошие поступки не всегда вознаграждаются. Зато злодеи могут жить прекрасной и увлекательной жизнью в коррупции.
Но самое привлекательное, — женщины в «Игре престолов» не нытики, а циники. Они смотрят вперед, а не вспоминают прошлое, и они мстят, как только появляется такая возможность, даже есть это плохо и не по-христиански. В последнем эпизоде одна из женщин наблюдает, как ее нечеловечески жестокого бывшего мужа пожирают голодные псы. Само собой, зритель радуется вместе с ней и даже пересматривает эту сцену, потому что очень приятно видеть, как справедливость торжествует.
Месть — это мотив, разделяющий жертв и воинов. Сёрен К. Виллемоес совершенно прав в том, что датским феминистам есть чему поучиться у женщин «Игры престолов». Вместо того чтобы жаловаться на факты о мужчинах и женщинах в газете, им следовало бы начать стратегическую работу, чтобы осуществить свою мечту. Хватит ругани и болтовни.
В «Игре престолов» есть настоящая героиня — мать драконов Дейнерис, которая использует драконов как политическое орудие войны и разрабатывает стратегии, а не предается жалости к себе. В юном возрасте ее выдали замуж на предводителя воинов, он насиловал ее, но она не плакала, а поднялась и нанесла ответный удар. Секс стал ее оружием, она заполучила собственное войско, уничтожила врагов, завоевала новые земли. Что-то не так?
Характерно, что женщины «Игры престолов» применяют различные стратегии выживания, не считая, что мир им что-то должен. Они во многом обладают чертами, которыми американская психотерапевт Эми Морин (Amy Morin) наделяет сильных людей в своей книге «13 вещей, которых избегают сильные личности». Женщины, подобные Дейнерис, не ищут одобрения, не сдаются, не боятся одиночества, не повторяют своих ошибок, не пытаются избежать перемен. Они ищут плюсы в любых обстоятельствах.
Как пишет Эми Морин, хорошие привычки, конечно, важны, но именно плохие мешают нам становиться лучше. В чем смысл долгого образования, если не решаешься взять власть и влияние в свои руки? Зачем тратить кучу сил на карьеру, если выходишь замуж за бездельника, который не может прийти на роды и не догадывается вынести мусор. И зачем нужно равенство мужчин и женщин перед законом и равный доступ к образованию, работе и государственной службе, если у каждого из нас в голове сидит картинка с розовым слоном, имя которому — патриархат?
Насколько мне известно, в «Игре престолов» женщины не сидят кружком и не жалуются на так называемый патриархат, но и не ходят на встречи феминисток по пятницам и не распевают песни 70-х. Их интересы сосредоточены не в матке, а в окружающем мире.
Их цель — создавать новые ролевые модели, они думают стратегически, им не чужды жажда мести, похоть, жесткость, коварство, бескомпромиссность. Всем феминисткам надо смотреть «Игру престолов» — и еще завести себе симпатичного дракона.