Китай и Россия выступают общим фронтом против западного экспансионизма и спровоцированной им на наших глазах гонки вооружений. Китайский лидер Си Цзиньпин и его российский коллега Владимир Путин обнародовали по итогам встречи в Пекине 25 июня едкий пресс-релиз, в котором осудили «стремление отдельных государств и военно-политических союзов добиться определяющего военного и военно-технического превосходства, что позволило бы им беспрепятственно использовать силу или угрозу применения силы для продвижения своих интересов на мировой арене».
Против американской ПРО
Речь идет, пусть и не в открытую, об американских инициативах в Южно-Китайском море и укреплении американских альянсов в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Как утверждает Москва, в Европе Украина стала предлогом для антироссийского фронта. В пресс-релизе говорится об американских проектах развития противоракетной обороны в Европе (Aegis Ashore) и Азии (Terminal Hugh Altitude Area Defense), возможное участие Кореи в котором донельзя выводит из себя Китай.
«Откуда разговоры о геополитическом сближении?— рассуждает Сюй Циньхуа (Xu Qinhua), заместитель директора Института России, Восточной Европы и Средней Азии Китайского народного университета. — Мы — соседи. Китай и Россия достигли той точки, когда сотрудничество приносит им наибольшую выгоду с окончания холодной войны. Они говорят на равных. Это никогда не было видно так четко, как сейчас».
Саммит в Пекине прошел после нового шага вперед для Шанхайской организации сотрудничества (она включает в себя Россию, Китай, Казахстан, Киргизстан, Таджикистан и Узбекистан): 24 июня (15-я годовщина создания ШОС) Индия и Пакистан подписали в Ташкенте меморандум о присоединении к этому форуму безопасности. Великобритания же в этот момент проголосовала за выход из ЕС. ШОС зародилась на основе стремления россиян и китайцев стабилизировать Среднюю Азию. У этих стран нет соглашения о свободной торговле.
Однако хотя Китай и Россия преследуют общие интересы, их отношениям свойственны разногласия и даже соперничество, отмечает Жан-Пьер Кабестан (Jean-Pierre Cabestan) из Гонконгского баптистского университета: «ШОС помогает китайцам в продвижении их интересов в Средней Азии. Так, например, Киргизия и Таджикистан оказались на китайской орбите. Поэтому Китай не горит желанием расширять ШОС: он хочет сохранить контроль и ориентированность на Среднюю Азию. Стратегия России наоборот нацелена на расширение. Вместе с Индией и Пакистаном получается своего рода новый вариант «треугольника Примакова» [озвученная российским премьером в 1998 году концепция евразийского альянса Москвы, Пекина и Дели].
Экономические инициативы
Кроме того, россияне и китайцы стремятся развивать их собственные экономические инициативы: Евразийский экономический союз Путина (основан Россией, Белоруссией и Казахстаном в 2014 году) и Пояс шелкового пути Си Цзиньпина. Пекин придерживается тут стратегии глобальной экспансии (более 60 стран-участниц) с потоком инвестиций и ориентированными на Китай торговыми связями. Извлечь преимущества тут стремятся оба лидера ШОС. «Пояс шелкового пути не рассматривается Россией, как угроза, но перед ней стоит вопрос о том, как получить из этого выгоду: ей пока не ясно, что конкретно все это может ей принести», отмечает Цзян И (Jiang Yi) из Института России, Восточной Европы и Средней Азии Китайской академии наук.