Жители столицы департамента Чоко на западе Колумбии со скептицизмом наблюдали за церемонией подписания в Гаване соглашения о перемирии. Они не критиковали усилия правительства по завершению мирного процесса и не выражали презрения в отношении лидеров Революционных вооруженных сил Колумбии (РВСК), которые пообещали в течение максимум шести месяцев сложить оружие под контролем ООН.
В колумбийской глубинке все кажется иным.
Он живет за счет продажи продуктов пассажирам судов, направляющихся по реке Атрато в поисках золота на нелегальных приисках. Раньше этот район находился под контролем, так называемого 34 Фронта РВСК. Сейчас здесь орудуют вооруженные формирования Армии национального освобождения, а также преступные группировки, которые постоянно грабят проходящие по реке моторные лодки и суда.
«По сути, мало что изменилось. На смену РВСК пришли повстанцы Армии национального освобождения и преступники различных мастей», — рассказывает торговец.
«Мы хотим мира, но соглашение о прекращении огня, подписанное в Гаване, проблему не решает», — рассказал изданию другой частный предприниматель, пожелавший остаться неназванным.
В Кибдо бизнес всегда платил отступные РВСК и другим вооруженным группам. Как таковой центральной власти в городе нет, и она не способна защитить граждан от посягательств повстанцев.
Не надо забывать, что в регионе на протяжении десятилетий действовали партизаны различных мастей и наркодилеры, зарабатывающие на нелегальном обороте наркотиков громадные деньги.
Так что та эйфория, которая витала на церемонии подписания соглашение в Гаване, резко контрастирует с настроением народных масс в Колумбии.
Переговоры о заключении перемирия, которое со временем может стать полноценным мирным договором, длились около трех лет при посредничестве Кубы и ООН. Объявление о подписании перемирия было сделано лидером леворадикальных повстанцев Тимолеоном Хименесом (также известным как «Тимошенко») и президентом Колумбии Хуаном Мануэлем Сантосом. На церемонии подписания присутствовали президент Кубы Рауль Кастро, президент Чили Мишель Бачелет и президент Венесуэлы Николас Мадуро, а также представители Норвегии, Доминиканской Республики, Сальвадора, США и ЕС.
Вооруженные формирования Революционных вооруженных силы Колумбии насчитывают 6,4 тысячи бойцов.
Достигнутые соглашения предполагают разоружение повстанцев и их временную концентрацию в 22 зонах страны, где будут созданы восемь специальных лагерей для постепенной реинтеграции экс-бойцов РВСК в мирную жизнь. На разоружение им отводятся шесть месяцев. Контроль за выполнением мирных соглашений возложен на ООН и представителей Сообщества стран Латинской Америки и Карибского бассейна. В январе Совет Безопасности ООН принял резолюцию, одобрившую создание в Колумбии миссии для наблюдения за прекращением огня между правительственными силами и повстанцами. Она должна начать работу после подписания сторонами окончательного мирного соглашения.
Выступая на церемонии подписания мирного соглашения в Гаване, Генеральный секретарь ООН
Пан Ги Мун заявил, что " достойного мира в Колумбии можно достичь лишь при участии всех сторон переговорного процесса".
В свою очередь, президент Колумбии Хуан Мануэль Сантос отметил, что " Колумбия переживает исторический день. Наконец-то положен конец вооруженному конфликту с РВСК«.
Лидер леворадикальных повстанцев «Тимошенко» заявил, что он остается верен идеи прихода к власти вооруженным путем и обвинил отдельных представителей власти и социальных групп в том, что вооруженный конфликт продолжался на протяжении более 50 лет.
По его словам, подписание соглашение не означает «капитуляцию повстанцев, как некоторые хотели бы это представить».
«Ни РВСК, ни государственные органы не могут считаться побежденными, они только пришли к соглашению о целесообразности идеи положить конец кровопролитию», — сказал Тимолеон Хименес.
Хэштегом в социальных сетях сторонников повстанцев стал — «Последний день войны», где мирное соглашение оценивается как весьма положительное. Во всех католических соборах при содействии местных властей в полдень прошли богослужения, на которых превозносились заслуги, подписанного мирного соглашения и звучали призывы к прощению и примирению.
То же самое происходило на многих площадях и улицах колумбийских городов. Следует отметить, что в местной прессе появились многочисленные публикации аналитиков и экспертов, которые рассказывали о выгодах мирного соглашения для экономики страны.
Вот лишь некоторые названия публикаций в колумбийской прессе: «День, который войдет в историю Колумбии», «Меньше денег на оборону, больше средств на образование», «Великая победа колумбийской армии».
Достигнутое соглашение расчищает путь для последующего подписания заключительного договора о мире, что намечается на 20 июля, день независимости страны.
Соглашения об окончательном и бесповоротном прекращении огня были включены в так называемый конституционный блок, и теперь могут быть изменены только Учредительным собранием или подавляющим парламентским большинством.
Партия «Демократический центр» под руководством экс-президента Хуана Мануэля Сантоса была единственной, которая выступила с критикой подписанного соглашения с повстанцами из РВСК.
Если в ближайшее время не произойдет ничего экстраординарного, то возможно, что в конце этого года или начале следующего РВСК прекратит свое существование как террористическая организация.