Берлин — Реформы, коррупция, Донбасс, двустороннее экономическое сотрудничество и визовый режим. Таковы были темы переговоров канцлера ФРГ Ангелы Меркель (Angela Merkel) с Владимиром Гройсманом, прибывшим 27 июня в Берлин со своим первым визитом в качестве премьер-министра Украины.
На совместной пресс-конференции по их итогам они по собственной инициативе не стали упоминать итоги британского референдума и его возможные последствия для отношений Украины с Европейским Союзом. Но журналистов интересовали в первую очередь именно эти аспекты. И вот почему.
Как ускорить реформы?
В Берлине ширится разочарование ходом реформ на Украине, ощущается определенная «украинская усталость». Немецкие политики раздумывают о том, как ускорить процесс децентрализации, реформ в административной, экономической и правовой сферах, как усилить борьбу с коррупцией. Некоторые из них считают, что программу МВФ — кредиты в обмен на реформы — следует дополнить еще одним стимулом — предоставлением Киеву реальной перспективы присоединения к ЕС.
«Украина — часть Европы, причем, не только географически, — указывает директор берлинского Фонда имени Генриха Белля (Heinrich-Böll-Stiftung) Ральф Фюкс (Ralf Fücks). — Ей нужна четкая перспектива присоединения к ЕС, чтобы получить импульс для проведения трудного процесса реформ». По мнению Фюкса, наличие такой перспективы уменьшит сопротивление реформам. Об этом свидетельствует, по его словам, опыт других стран Восточной и Центральной Европы.
Например, Болгарии, в которой непосредственным свидетелем и участником процесса реформ был Кнут Абрахам (Knut Abraham), возглавляющий в настоящее время в ведомстве федерального канцлера отдел стран Восточной Европы.
«Эти реформы более или менее удались только потому, — убежден он, — что было ясно: в конце концов, благодаря присоединению к ЕС это государство непременно изменится, это знали и местные олигархи, и все те, кто предпочитал держаться в тени».
Brexit и визовый режим
Brexit отодвинул эту тему на задний план. В российских СМИ не без некоторого злорадства цитируют отдельных немецких политологов, считающих, что после выхода Великобритании из ЕС на планах его дальнейшего расширения будет поставлен крест, и у Украины, как, впрочем, у Молдавии и Грузии исчезли шансы когда-либо стать членом Евросоюза. Более туманной теперь видится и перспектива безвизового режима. Так ли это?— спросили канцлера ФРГ.
Нет, не так, ответила Ангела Меркель. Она напомнила о том, что Украина выполнила все условия, необходимые для отмены визового режима, задержка же связана с необходимостью создания в рамках ЕС механизма предотвращения злоупотреблений.
Не специально в отношении Украины, пояснила Меркель, а для всех стран, граждане которых смогут приезжать в Евросоюз без виз. «К референдуму в Великобритании это не имеет никакого отношения», — добавила она и назвала сентябрь в качестве возможного срока отмены визового режима с Украиной.
Владимир Гройсман в этой связи указал, что никаких дополнительных условий Украине не поставили, так что «очередь теперь за ЕС». Он надеется на принятие окончательного решения еще в текущем году.
Сложнее с шансами Украины стать полноправным членом ЕС. Brexit их и в самом деле аннулировал? Владимир Гройсман по-прежнему видит свою страну в обозримом будущем в составе Евросоюза. Отвечая на вопрос корреспондента DW, он заявил, что «Украина не намерена сворачивать с избранного ею курса на интеграцию в ЕС, приняла европейские ценности, строит правовое государство, соблюдает права человека и хочет влиться в европейское сообщество». Ассоциацию с ЕС Гройсман назвал хорошим планом на пути к соответствию стандартам ЕС.
У канцлера ФРГ на этот счет куда более сдержанная позиция, которую она не раз излагала и до британского референдума. «Я отношусь к людям, которые не склонны пробуждать пустые надежды, — заявила она на пресс-конференции. — Сейчас мы заняты реализацией соглашения об ассоциации, вопрос о перспективе присоединения к ЕС не стоит на повестке дня, но мы готовы помочь Украине в переходе на стандарты ЕС».
Гройсман о выборах в Донбассе и его реинтеграции
Что касается ситуации в Донбассе, то ни Меркель, ни Гройсман не смогли порадовать журналистов какими бы то ни было новыми инициативами или многообещающими заявлениями. Канцлер и премьер-министр говорили о нарушениях режима прекращения огня, о проблеме украинско-российской границы, о приверженности минским договоренностям. При этом Гройсман несколько раз подчеркнул, что видит в минском протоколе ни что иное, как «план реинтеграции украинского Донбасса». Говоря о выборах на подконтрольных сепаратистам территориях, он заявил, что не допускает варианта проведения на территории Украины выборов по другим, чем в остальных европейских странах, стандартам. Выборы могут состояться тогда, пояснил Гройсман, когда будут созданы условия для свободного волеизъявления всех избирателей. А для этого, по его словам, Россия должна вывести с востока Украины своих солдат, прекратить обстрелы и разоружить сепаратистов.