В Пекине 25 июня прошла встреча лидеров Китая и России. Стороны обсудили российско-японское экономическое сотрудничество в различных сферах, а также возможное влияние выхода Великобритании из ЕС на мировую экономику. Также главы РФ и КНР подтвердили сплоченность в сфере безопасности: они обсудили проект размещения в Южной Корее комплексов ПРО THAAD.
Китай выражает жесткий протест в связи с американским проектом размещения комплексов ПРО THAAD на Корейском полуострове, где наблюдается рост напряжения. По словам министра иностранных дел КНР Ван И, этот проект окажет непосредственное влияние на китайскую стратегию безопасности. Россия и Китай критикуют КНДР за ядерные и ракетные испытания. Однако на самом деле их беспокоит то, что в результате укрепления американской системы ПРО под флагом северокорейской угрозы российские и китайские ракеты лишатся эффективности. «У России и Китая есть общий враг — США. РФ и КНР не являются союзниками, однако их можно назвать военными партнерами», — отмечает военный обозреватель Виктор Литовкин.
Комментируя денуклеаризацию Корейского полуострова, в совместном заявлении главы России и Китая подчеркнули, что КНДР, которая пытается гарантировать собственную безопасность за счет военного превосходства, должна осознать, что ее позиция неконструктивна. Они призвали как можно скорее возобновить шестисторонние переговоры по ядерной проблеме.
Что касается проблемы Южно-Китайского моря, где наблюдается рост напряжения между Китаем и США, а также другими странами, то Россия заняла нейтральную позицию, подчеркнув, что она не имеет отношения к этому вопросу. При этом в ходе встречи со своим китайским коллегой в апреле министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что эту проблему необходимо урегулировать не в международном суде, а за счет прямых переговоров между заинтересованными сторонами. Тем самым он выразил поддержку китайской позиции.
«Такие проблемы, как международные конфликты и региональные распри, необходимо урегулировать политическим способом при помощи мирных переговоров», — отметил Си Цзиньпин в ходе встречи, оказав давление на США и другие страны, которые проводят политику свободы передвижений.
Также стороны подтвердили сплоченность по китайской идее «одного пояса, одного пути» и Евразийскому экономическому союзу, который был создан по инициативе России. Для идеи крупной экономической зоны, которая ставит своей целью активизацию международных экономических отношений, раскол в ЕС — это минус. Тем не менее, ЕС также хочет укрепить экономические связи с Востоком для того, чтобы смягчить удар от выхода Великобритании. Возможно, российско-китайская идея об экономической зоне станет более привлекательной.
Кроме того, лидеры РФ и КНР обсудили экономическое сотрудничество, связанное с разработкой российских природных ресурсов, участием Китая в проектах строительства высокоскоростных железных дорог и совместным проектированием больших авиалайнеров. На фоне замедления темпов развития мировой экономики Россия, страдающая от обвала цен на нефть, надеется на то, что Китай станет крупным импортером. КНР, в свою очередь, хочет принять участие в развитии российской инфраструктуры.