В Риге будет улица Валентина Пикуля. Переименование небольшого участка улицы Бирзес в честь этого писателя Рижская дума обосновывает проявленной жителями Даугавгривы инициативой. Мне кажется, что предложение об увековечении имени Пикуля таким образом исходит от какого-то политика городской думы, который является большим почитателем творчества писателя.
Пикуль из всех когда-либо живших в Латвии писателей — самый издаваемый (общий тираж превышает 500 миллионов экземпляров). В Латвии он оказался совсем случайно — просто представилась возможность обменять комнату в ленинградской «коммуналке» на просторную двухкомнатную квартиру в Риге. Оценки произведений Пикуля и сегодня, а тем более в советское время были противоречивыми, и даже среди членов политбюро компартии были как их почитатели, так и критики. Причина — особый интерес писателя к имперскому прошлому России.
Во времена, когда на территории бывшего СССР до сих пор идет борьба за название улиц, мы необычайно толерантны. Представим себе, что поступило предложение назвать именем Пикуля улицу в каком-либо украинском городе. Моментально начались бы протесты! А в Риге по-прежнему есть улицы Московская, Лермонтова, Пушкина, Тургенева и Гоголя, которые в последние годы исчезли с карт многих городов Украины. В свою очередь, в Санкт-Петербурге недавно прошли протесты жителей против планов учреждений власти назвать новый мост именем бывшего президента Чечни и союзника Путина Ахмата Кадырова (погиб во время теракта 9 мая 2004 года). Формальная причина — Кадыров не связан с Санкт-Петербургом. Правда намного прозаичнее — неприязнь коренных жителей «северной столицы» России к «приезжим с Кавказа», в особенности к чеченцам.
Ни Ригу, ни другие города Латвии нельзя упрекнуть в «войне названий» или в слепой русофобии. Мы быстро распрощались с улицами Маркса, Энгельса и Ленина, но даже в те времена, когда Рижскую думу возглавляли националы, никому и в голову не приходило переименовать, к примеру, улицу Пушкина. В Риге есть улицы, названные в честь двух академиков — Мстислава Келдыша (родился в Риге!) и Андрея Сахарова. Мало кто знает, что эти два человека как никто другой укрепили военную мощь СССР, а значит, и сегодняшней России. Келдыш рассчитывал траектории полетов космических кораблей и баллистических ракет, а ставший позже диссидентом Сахаров был главным конструктором советской водородной бомбы.
Такая толерантность, скорее всего, объясняется тем, что латвийское общество перестало верить примитивной «магии слов» и поняло, что на самом деле в государстве есть много более важных проблем, чем смена названий улиц. Поэтому от появления улицы Пикуля на карте города рижанам ни жарко ни холодно, большинство их вовсе не заметит это событие.
На мой взгляд, если кто-либо из деятелей русской культуры поистине заслуживает, чтобы его именем была названа если не улица Риги, то хотя бы небольшой сквер, — то это рижанка, родившаяся в семье оптового торговца Московского форштадта скульптор Вера Мухина. Автор скульптуры «Рабочий и колхозница» и дизайнер стакана «граненка» знаменита также тем, что в послевоенные годы спасла от сноса наш Памятник Свободы.