Брексит потряс всю Европу и не только ее. Ударная волна еще не докатилась до Патагонии и Папуа-Новой Гвинеи, но упрямые наблюдатели взбудоражены, как трейдеры на биржевых торгах.
В понедельник пришла важная дипломатическая новость о письме президента Турции на имя Владимира Путина, в котором тот приносит свои извинения за сбитый истребитель-бомбардировщик и убитого российского летчика. В довершении такого открытого (пусть и едва ли спонтанного) покаяния нам стало известно, что против совершившего это ужасное преступление человека было возбуждено уголовное дело. Давно пора, ведь «инцидент» произошел еще 24 ноября 2015 года.
Звучащие со стороны видных европейских деятелей комментарии отмели в сторону заговорщическое молчание или даже умеренную поддержку вступления Турции в ЕС (этот процесс продвигался крайне медленно, но все же был на повестке дня). Общая ответственность Германии и ее ближневосточного партнера (ему выплатили щедрую компенсацию за сдерживание мигрантов) легла в основу подтолкнувших Брексит настроений и дала волю политикам.
Эрдоган метал громы и молнии, но одного этого было недостаточно для резкой смены позиции по отношению к России. В ответ на инцидент Россия ввела с января экономические санкции против Турции, в частности эмбарго на сельскохозяйственную продукцию. Туристический сектор тоже ощутимо пострадал из-за отсутствия гостей из России. Шести миллиардов евро, которые выделила Европа на «субподряд» по мигрантам, наверное, недостаточно, чтобы скомпенсировать потери из-за конфликта?
Если Путин примет извинения, не поставит ли он условием выход Турции из НАТО, где она по-прежнему состоит, несмотря на туманную игру по отношению к ДАИШ (запрещенная в России организация, — прим. пер.)? Тем более что Североатлантический альянс провел в Восточной Европе учения Anaconda c развертыванием 30 000 солдат (половина из которых — американцы), как в «старые добрые» времена холодной войны.
Причем, все это на фоне удивительного молчания западных и, в частности, французских СМИ!