Не успел президент Турции принести свои извинения, как Россия поспешила ему не поверить. Все оказались большими знатоками турецкого языка, и переводили так, как им казалось верным, строки из письма, оригинал которого, к слову, так никто и не увидел. И абсолютное большинство экспертов приходило к выводу: Эрдоган не извинился, компенсацию за сбитый самолет платить не будут, все это заговор против России, обман и провокация.
Специалисты по Турции пытались объективно анализировать новую политику Эрдогана, которая включает в себя примирение не только с Россией, но и с Израилем и Египтом, делали доклады о сложностях, постигших турецкую экономику, о политической изоляции, в которой оказалась Турция в последнее время. В России за этим видели лишь неспособность бывшего партнера содержать себя из-за российских санкций. Вместо открывающихся в результате шагов турецкого президента возможностей для развития двусторонних партнерских отношений российские эксперты увидели лишь поражение старого врага.
Стоит отметить, что российская реакция на турецкие шаги навстречу оказалась не столь далека от турецкой на извинения израильского премьер-министра Беньямина Нетаньяху, прозвучавшие в 2013 году из-за оказанного на него Бараком Обамой давления. Вспомним, какими плакатами оказалась украшена уже на следующее утро после события Анкара! Для новой исламской Турции Эрдогана Израиль из надежного союзника почти сразу превратился в карикатурного, угнетающего мусульман сионистского противника. Потому и извинения израильского премьера были восприняты как грандиозная победа.
Создается впечатление, что десятилетие успешного экономического и политического партнерства между Россией и Турцией так до конца и не были приняты российскими экспертами за чистую монету. Всюду ими виделись подвохи и обман, а трагедия со сбитым российским самолетом была воспринята едва ли не со вздохом облегчения — наконец-то турки показали свое истинное лицо! В считанные часы российские СМИ изменили свою позицию, и Турция из желанного экономического партнера превратилась в традиционного исторического врага.
Телевидение, радио, газеты и интернет словно соревновались друг с другом в публикации разоблачительных материалов о турках как исчадии ада. Слова Путина о том, что в трагедии не виноват турецкий народ, были пропущены мимо ушей. Геноцид армян, русско-турецкие войны, охота за русскими девушками на курортах, все пошло в ход для демонизации турок, которых представляли как дикий народ, которому агрессивность присуща на генетическом уровне. И дело тут, как мне кажется, не только во влиятельном в России армянском лобби.
Для сравнения — ни Европа, ни США никогда не подвергались таким нападкам. Их лишь изредка журили за предательство, но не России, а своих же европейских ценностей. Думаю, причиной этого является глубокое западничество российской элиты. Ее мнение однажды выразила на брифинге спикер российского МИД Мария Захарова, мол, у России и Запада общие ценности, однако в настоящее время Россия их выражает более четко и последовательно.
Российская элита ничуть не изменила своему происхождению из 90-х. Вспомним, в те времена сам современный лидер и большая часть его нынешних соратников в лучшем случае спокойно смотрела на разрушение могучей инфраструктуры СССР, а в худшем — принимало в этом процессе активное участие. Лозунг «станем такими же, как Запад» прощал и разграбление государственного имущества под видом приватизации (это называлось красивыми словами «первоначальное накопление капитала»), и предательство национальных интересов в СНГ, Восточной Европе и на Ближнем Востоке, и вывоз активов за рубеж.
Пиком стремлений стало участие в мировых форумах типа «Большой семерки» на правах признанной европейской державы, чего Путину удалось добиться на некоторое время в условиях высоких цен на нефть и относительной геополитической стабильности. Однако в последние несколько лет стала очевидной простая политическая истина: Запад во главе с США не будет считаться с интересами России где бы то ни было, и не воспринимает подобно чиновникам Кремля постсоветское пространство зоной влияния Москвы. Логичная и понятная попытка сохранить там свое присутствие закончилась демонизацией самой России и ее лидера на Западе.
Однако объективной логики в этом процессе Москва замечать почему-то не желает и искренне ностальгирует по утраченным добрым отношениям с Европой, искренне обижаясь на введенные за Крым санкции.
С Турцией вышло иначе. Никакой ностальгии ни по турецким курортам, ни по фруктам и овощам, ни по самой атмосфере дружбы и взаимопонимания не наблюдается.
А дружественная Турция на самом деле России необходима. Так же, как Анкара растеряла своих союзников и партнеров из-за поддержки «арабской весны», Москва получила на Западе настоящий фронт, ощетинившийся штыками прибывших в Восточную Европу американских солдат. Выяснилось, что ни одна серьезная страна мира, за исключением разве что Китая, партнерские отношения с Россией строить не желает. В таких условиях стоит ли разбрасываться мирными предложениями со стороны Турции?
И Россия, и Турция оказались в значительной политической изоляции, и это сближает их позиции. И для Москвы, и для Анкары в регионе главным конкурентом становится Вашингтон, заинтересованный, как выяснилось после его однозначной поддержки сирийских курдов и строительстве в Рожаве военных баз, не в прекращении сирийского конфликта, а в его поддержании. В случае нормализации отношений Россия и Турция могли бы обсудить сирийскую проблему за столом переговоров на основе общих интересов, которые заключаются в необходимости сохранения Сирии в ее границах, уничтожении терроризма и установлении там мира.
И Анкаре, и Москве должно быть выгодно решать региональные проблемы в рамках региона без приглашения Запада, который, как выяснилось за последние 15 лет, не смог установить стабильность ни в одной стране Ближнего и Среднего Востока. Только совместными усилиями и на основе взаимного доверия можно добиться восстановления региона после разрушительных революционных процессов, прекращения межконфессионального противостояния и достижения гражданского мира.
Президент Турции Эрдоган уже предлагал такого рода программу в рамках «Платформы сотрудничества и стабильности на Кавказе» после кризиса августа 2008 года. Россия тогда отказалась от совместной работы в рамках этого проекта.
Сейчас пришло время создания более широкой «Платформы сотрудничества и стабильности», которая охватывала бы Ближний Восток и была бы открыта для всех заинтересованных в достижении мира региональных субъектов. Если в таком составе удастся разрешить хоть один конфликт, то в будущем можно будет наложить запрет на вмешательство деструктивных инорегиональных сил в проблемы Ближнего Востока. Вопрос лишь в том, насколько готова Москва к таким радикальным самостоятельным шагам? Будет ли она воспринимать Анкару как равноправного партнера по диалогу?